Меню
Бесплатно
Главная  /  Внутренняя отделка  /  Правила оформления интерьера в стиле бидермейер и современные тенденции. Западноевропейская мебель Бидермейера

Правила оформления интерьера в стиле бидермейер и современные тенденции. Западноевропейская мебель Бидермейера

Стиль бидермейер имеет немецкое происхождение. Распространяться он стал по Европе (особенно по Германии и Австрии) в начале XIX в. В интерьере немецких и австрийских домов новый стиль прочные позиции занимал вплоть до демократических революций, произошедших в 1848 г.

Бидермейер можно оценить как стиль, практически полностью соответствующий мировоззрению буржуазии. В этом стиле отражалось стремление представителей среднего класса, уставших от войн Наполеона, к спокойной и размеренной жизни.

Происхождение стиля

Немецкое слово «bieder» обозначает обывательский или простодушный. «Бидермайер» раньше переводили с сатирическим подтекстом в двух вариациях – «бравый солдат Майер» или «простодушный господин Майер». Такое ироничное название стиль получил от псевдонима известного немецкого поэта Людвига Айхрода, подписывался он как «Готлиб Бидермейер».

Айхрод писал пародии на стихи школьного учителя Заутера. Последний был поклонником и носителем мещанских вкусов, писал стихи, прославляющие радости проживания на земле, и был вполне счастлив, хотя и жил в стесненных условиях. Относительно к стилю в искусстве и интерьере термин «бидермейер» был впервые применен лишь в 1894 г.


Название стиля с наибольшей достоверностью выражает его суть. Стиль бидермейер отличается одной главной особенностью – в интерьере обязательно должно соблюдаться удобство и домашний уют.

Бидермейер вышел из образцов известных дворцовых стилей, таких как ампир и классицизм. Сохраняя те же мотивы и формы, бидермейер сделал их более мягкими, сглаженными, то есть больше приблизил обстановку к домашней и комфортной для домочадцев.

Бидермейер в интерьере иногда дизайнеры называют смесью романтизма и ампира. Несмотря на то, что изначально новый стиль полюбился только мещанским обществом, со временем он смог и проникнуть в дворцовые интерьеры, делая их более теплыми и мягкими.


Дом в стиле бидермейер

Бидермейер как стиль оценен с положительной стороны и последующими поколениями. Именно с приходом этого направления в жилом интерьере на первое место вышли удобство, простота и комфорт. Можно сказать, что это первый европейский стиль, главным для которого считалась не театральность роскоши, а соответствие обычной жизни.

Главные критерии выбора какой-либо вещи для стиля бидермейер – доброкачественность, практичность и целесообразность в интерьере. Бидермейер прославляет семейные ценности, простой домашний уют без показного богатства.


Стиль бидермейер отличается особой выдержанностью всех пропорций, всегда производит впечатление целостности. В оформленном в соответствии с этим направлением жилище всегда спокойно, уютно и нет вычурности. Комнаты обязательно должны быть светлыми, обычных геометрических форм.

Стены оклеивают цветочными или полосатыми обоями светлых оттенков, допускается их разделение архитектурными элементами. Потолки обычно сводчатые, проемы окон достаточно глубокие и украшены парящими занавесками из муслина. В одном из углов общей комнаты обязательно монтируется в круглой стенной нише белая печь с изящными формами. На стенах развешивают различные гравюры, неяркие акварели и миниатюры.


Стиль бидермейер принес в буржуазную среду такое понятие, как «чистая комната», то есть помещение для приема любых гостей, что позволяет подражать богатым салонам аристократов. Эту комнату рекомендовалось обставлять с особой заботой, так как именно по ее обстановке гости могли судить о благосостоянии хозяев.

Традиционным атрибутом в «чистой комнате» считались стеклянные серванты небольших размеров. На их полках расставляли коллекции дорогого фарфора и разнообразные модные безделушки. В интерьере обязательно должны присутствовать сентиментальные украшения и сувениры, вышивки и музыкальные настенные или напольные часы. В выбранной живописи соблюдаются бытовые сценки с тонко и четко прорисованными деталями.


Мебель, подобранная для стиля бидермейер, прежде всего, должна выполнять практичные цели и только после этого служить в качестве украшения комнаты. Широко применялась в мебели техника фанерования. Бидермейер часто именовали эпохой светлых пород дерева – для столов, стульев, диванов выбирали ясень березу, сосну, вишню, клен и грушу.

Мастера-краснодеревщики в XIX в. умели тонко подчеркнуть естественную красоту используемого дерева и декоративные элементы практически не применяли. Этому времени больше свойственна популярность свободной от определенных архитектурных форм мебели, что широко используется и в наши дни.


Мебель эпохи бидермейера легко можно отличить по нескольким признакам. Плавно выгнутые спинки и подлокотники диванов и кресел, точеные и гнутые ножки. Подлокотники, спинки и ножки часто оформляли в виде фигур грифонов, лебедей, широко использовались растительные орнаменты./

Обивку предпочитали изготавливать из цветного ситца или полосатого репса. Облицовочные ткани на креслах, диванах часто фиксировались при помощи гвоздиков с разноцветными фарфоровыми шляпками.


Кровати предпочитали выбирать простыми по конструкции, ножные и головные щиты должны были быть одинаковыми по высоте. Приветствовались гладкость дерева и отсутствие украшений. Балдахины, широко популярные до этого стиля, постепенно практически исчезли из оформления спален.

Стиль бидермейер предусматривает наличие в доме больших, круглых столов с разнообразными по форме опорными ножками. Интерьер стиля обязательно должны дополнять угловые шкафчики, витрины, трюмо, этажерки под книги и цветы, компактные клавесины. Желательно присутствие комнатных растений в цветочных вазах и горшках, их устанавливают на подставках и этажерках.

Декоративное оформление стиля бидермейер обязательно завершают яркие цветастые покрывала и скатерти на столах, драпированные шторы, различные накидки с вышивкой.

Стиль Бидермайер. Biedermeier.

Немного о самом стиле.

Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Вена становится ведущим городом в Европе в области моды и искусства, а обыватели становятся законодателями стиля. Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr). Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность.

Бидермайер начался как течение немецкого Романтизма, но очень скоро выродился в ограниченный, мещанский и слащавый натурализм, сводивший на нет романтическую мечтательность, идеалистичность и взволнованность «бытовщиной» и мелочностью. Искусство Бидермайера провинциально. Вместо показной пышности и величия столичного Ампира, оно выдвинуло идею простоты и практичности, стремления к уюту и комфорту.

В оформлении интерьера особо ценились тщательность отделки и выявление естественных свойств материала. В живописи — выписанность мельчайших, самых незначительных деталей так, чтобы было «точь-в-точь как в жизни». В живописных и графических произведениях художников Бидермайера на первое место выступали «незначительные» бытовые подробности, показанные либо в юмористическом, либо в сентиментальном плане. Семейные сцены, портреты на фоне интерьера, сцены с детьми, вызывающие умиление, превратились в отдельный жанр живописи.В 1848г. немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпровождение Бидермана» и «Сетования праздного Майера», а в 1850г. другой немецкий поэт Л. Айхродт (L. Eiohrodt) из существительного «Biеdеrmann» и имени «Mеiеr» составил псевдоним, под которым стал публиковать свои стихотворения.

Вскоре под вымышленным именем Готтлиба Бидермайера начали регулярно появляться произведения, пародирующие любительские стихи некого С.Заутера, провинциального школьного учителя, стилизованные под них пародии самого Л. Айхродта и его друга А. Кузмауля (1854 —1857). В 1869г. вышел сборник стихов «Комические песни Бидермайера» (Biedermaiers Liederlust), переизданный в 1911г. под названием «Книга Бидермайера» (Das Buch Biedermeier). Эти названия носили ироничный характер, так как герой Айхродта отличался мещанскими вкусами и интересами. По его собственным словам, он был образцом «скромного бидермайера, который, довольствуясь своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом местечке, умудрялся отыскать и в участи непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного счастья». Для художественного стиля Бидермайер действительно было характерно ограниченное восприятие действительности, тяготение к интимным, сентиментальным образам и сюжетам, камерность, поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера, выражающие мировоззрение немецкого бюргерства, среднего класса, обывателя и мещанина (бюргерский стиль). В искусствознании термин Biedermeier впервые был применен в 1894г. в статье «Будущее орнамента на примере развития обойного дела» и в книге П. Шмидта «Живопись Бидермайера» (1922).

Художники Бидермайера не создали принципиально новых, оригинальных форм, они использовали старые элементы Ампира, австрийского стиля цопф (Stil Zopf), английского Классицизма, соединив их с лиричностью Романтизма, учитывая при этом и привычный уклад жизни немецкого бюргерства. По сравнению с искусственно насаждаемым стилем Империи, Бидермайер возник как естественный отклик на стремление людей к спокойной и упорядоченной жизни после десятилетий революций и войн. Еще в конце XVIII столетия в моду стал входить «английский стиль», привлекавший своей рациональностью, скромностью и простотой. Состоятельные бюргеры стали заказывать мебель в стиле английского Регентства и короля Георга IV. От французского Ампира художники-декораторы и мебельщики взяли также лишь его конструктивность, смягчив при этом углы и прямые линии. Вновь после стиля Рококо стали привлекательными округлые формы, плавно изогнутые силуэты, изгибы ножек и ручек кресел и диванов. В стиле Бидермайер, может быть, в последний раз в истории «больших европейских художественных стилей» наблюдается полное соответствие обстоятельств жизненного уклада, быта широкого круга людей, их внутреннего мира формам искусства. Именно в это время возник обычай содержать так называемую «чистую комнату», обставленную с особой заботой и служащую для приема гостей и демонстрации «хорошего вкуса» хозяев. Такие комнаты заполнялись несколько наивными сувенирами и украшениями: часами, вышивками, миниатюрами, и акварелями на стенах, часто выполненными самими хозяевами, цветами на окнах. Была модна мебель светлых естественных тонов дерева: груши, клена, вишни, ореха; обивка — ситец с мелким цветочным узором или полосатый репс.

В Петербурге — начало Бидермайера — это пушкинское время. Его герои много читают и пишут. Это рождает спрос на новые формы небольших письменных столов, секретеров, бюро для хранения сентиментальных писем. Обстановку дополняют уютные мягкие кресла, диваны, этажерки, угловые шкафчики, подставки для цветов, витрины для домашних коллекций. В произведениях живописи и графики художников Бидермайера запечатлены эти интерьеры, сцены уютной семейной жизни, сентиментальные портреты и сельские пейзажи в романистическом духе. Наиболее известные художники Бидермайера: Карл Блехен (Carl Blechen), Ф. Вальдмюллер, Ф. Васманн. К. Зенфф, Г. Ф. Кёрстииг. К. Котгассер, Ф. Крюгер. Ф. фон Райский, Л. Рихтер, И. Данхаузер. Ф. О. Рунге, Карл Шпицвег (Carl Spitzweg).

Стиль ампир охватывал всю архитектуру, т. е. основы архитектоники, здания, фасады, интерьеры и мебель. Период бидермайера охватил только интерьер и мебель. В то время как ампир распространился почти на все страны Средней Европы и даже Восточной Европы, бидермайер развился в Австрии и Германии и почти совсем не привился во Франции.

Бидермайер явился реакцией на монументализм и неудобство ампира. Этот стиль полностью отвечал вкусам и наклонностям средней буржуазии. Интерьер и мебель этого периода характеризуются скромностью, удобством и упрощенными формами. В период полного развития бидермайера, который приходится на 1820—1830 гг., он не подвергался влиянию античной архитектуры или каких-либо других стилей. Это влияние стало проявляться в более позднее время.

Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.

Основная черта бидермайера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Интерьер в стиле Бидермайер обычно украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Дизайн предоставляет свободу воображению. Окна оформлены легкими муслиновыми занавесками и более тяжелыми занавесами с бахромой кисточками по краям. Большие ковры создают цветовые пятна, цветы используются всюду: в тканях, картинах и аксессуарах. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором. Задние ножки стульев, продолжение которых образовывало спинку, так же как ножки кушеток и диванов, были слегка выгнуты. Декорирование мебели сводилось к подбору дерева и фанеры по их цвету и текстуре, пропуску прокладок и умеренному применению искусной резьбы; поверхность отделывали до получения блеска. Для изготовления мебели использовали гораздо больше пород, чем раньше. Широко применяли вяз, красное дерево, черешню, ясень, дуб, орех.

В эпоху бидермайера производилось много мягкой мебели. Она была разнообразной и часто изготавливалась гарнитурами, в состав которых входили кресла, диван, стулья и стол. Однако мебель гарнитуров не всегда имела одинаковые формы, что являлось ее характерной особенностью. Монументальной формой отличался диван с высокой спинкой, подлокотниками и часто с боковыми валиками. Мебель бидермайера удобна в пользовании. Спинки диванов делали мягкими. Изменился вид кровати, прошла мода на балдахины. В этот период появились чехлы, которыми обтягивали мягкую мебель.

Серьезные изменения претерпела техника обойных работ. Изобретение пружины повысило уровень обойных работ и явилось началом так называемого «века мягкой мебели». Одновременно с этим было механизировано производство тканей, что, правда, вызвало обеднение их внешнего вида, но зато позволило увеличить количество и разнообразие. Декоративные материалы выпускали главным образом гладкими или в полоску. Только более дорогие ткани украшались вышитым, вытканным или нанесенным краской рисунком в виде разноцветных полосок, букетиков, цветов и геометрических фигур.

Другой типичный элемент бидермайера — маленькие стеклянные серванты для демонстрации безделушек, сувениров и фарфора. Столы маленькие, легкие, простые в передвижении. Этот стиль был очень популярен в северной Европе. Он оказал сильное влияние на мебель Скандинавии и России.

Эклектизм присущ бидермайеру, из различных эпох этот стиль отбирает черты, близкие по духу его заказчику. Приблизительно с 1830 года бидермайер развивается параллельно с историзмом и наблюдается увлечение восточной обстановкой. В буржуазных домах появляются курительные и турецкие комнаты, китайские и японские предметы обстановки.

По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермайера увлекались и конструированием многофункциональной мебели, мебели с механизмами — раздвижных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; в каждом доме того времени обязательно есть секретеры и трельяжи с выдвижными ящичками.

В период бидермайера существовало три основных центра производства мебели в этом стиле — Вена (Австрия), Мюнхен (Бавария), Берлин (Пруссия). В 1816 году в Вене насчитывалось 875 мастеров, имеющих свои производства. Самый известный мастер — мебельщик Иосиф Дангаузер, владел фабрикой с 130 рабочими. В его работах, пластичных и объемных, чувствуется, что Дангаузер был скульптором, до 1838 года на фабрике существовало комплексное производство предметов интерьера, здесь делали и светильники, и ковры, и драпировки.

В Мюнхене в 1816 году создается объединение ремесленников-мебельщиков. Цель — единая художественная политика и политика в области сбыта. Кстати, все столяры должны были пройти обучение в рисовальных классах - это была попытка преодолеть падение художественного вкуса.

Известные немецкие архитекторы того времени — Карл Фридрих Шинкель и Франц Карл Лео фон Кленце — также проектировали мебель в стиле бидермайер. Шинкель - архитектор, опередивший свое время и создавший постройки, которые стали прообразами архитектуры XX века, - делал новаторские вещи, включая в мебель сложные механизмы.



Характерным примером особняка в стиле бидермайер можно считать замок Тегель (Schloss Tegel, 1824 г.) в Берлине, выстроенный К.Ф. Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel) по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта, известного немецкого учёного и государственного деятеля, основателя Берлинского университета. Небольшой двухэтажный замок Тегель скромен и строг снаружи. Внутри Шинкель использует формы эллинской архитектуры. Дорические колонны, античные рельефы на стенах и скульптура относит нас к стилю ампир. В соответствии с буржуазной любовью к комфорту обставлена «голубая гостиная», где у стен на фоне голубых обоев были расставлены обтянутые голубой тканью софа, кресла и стулья. В особняках бидермайера подобные комнаты, где происходили встречи семьи и гостей, оформлялись с особой заботливостью. Здесь же на небольших этажерках и витринах для коллекций, на небольших столиках располагались альбомы для записей гостей или с видами, семейные реликвии. Но главным критерием в интерьерах такого стиля стали не роскошь и официальность ампира, а функциональность бытовых предметов, соответствовавших бюргерскому быту.

Производство изделий домашнего обихода стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение. Декоративная живопись уступала место обоям, которые были гораздо дешевле. В их орнаментах превалировали рисунок в полоску, горошек, арабесковый орнамент. По стенам развешивались картины, акварели, гравюры, вошедшие в моду «силуэты».

После периода бидермайера наступает период стилевой пустоты. Архитектура отличается смешением различных стилей и эпох. В моду входит композиция стилей, называемая стилевым эклектизмом. Такое состояние продолжалось до конца XIX в., когда произошел один из последних стилевых срывов — так называемая сецессия.

Для ценителей комфорта и традиционных ценностей прекрасным выбором оформления интерьера станет стиль бидермейер . Главными критериями каждого предмета в оформлении становятся функциональность и удобство. Стиль бидермейер в интерьере – это стиль для жизни. Мебель, которую изготавливают исключительно из качественных материалов, прослужит долгие-долгие годы, в бидермейере она «свободна» от излишней вычурности и декора. Мебель отличают респектабельность, плавность линий, эргономичность.

Особой популярностью стиль бидермейер пользовался в прошлом веке в период между двумя мировыми войнами в Австрии и Германии.

Название стиля – biedermeier – в буквальном смысле переводится как обывательский. Надежный, особенно уютный, несколько романтичный он становится ответом на извечные поиски тяготившего к комфорту человека, явился воплощением классической мечты обычного человека о своем собственном уютном уголке. Сейчас многие отели отдают предпочтение стилю бидермейер при оформлении номеров, потому что он вызывает ощущения нахождения в окружении домашнего уюта. Сейчас стиль бидермейер находит новую жизнь в оформлении современных интерьеров, потому что удовлетворяет практичным требованиям новой эпохи.

Стиль бидермейер в интерьере и его особенности

Оформленный в стиле бидермейер интерьер по праву заслуживает звания универсального. В нем можно отыскать проявления многих стилей – это и классицизм, и кантри, и ампир, и минимализм, и многие другие. Хотя, по своей природе, он является миксом романтизма и ампира.

Отличительные особенности бидермейера:

  • - бидермейер предполагает использование при оформлении помещения предметов, которые в случае возникновения такой необходимости можно без труда трансформировать – это раздвижные столы, бюро с откидной полкой, разнообразные раскладные столики с массой ящиков и ящичков;
  • - особое место в интерьере занимают шкафы и комоды из натурального дерева, потому что красота этих предметов содержится именно в практичности и привлекательности самого материала, а не в художественной отделке;
  • - некоторая простота форм мебели в стиле бидермейер восполняется очень приятными для взгляда «романтическими» расцветками и узорами обоев, ковров, обивки, штор – фруктами и цветами, орнаментами, птицами;
  • - широкое использование в качестве декора романтических натюрмортов, вышивок, портретов и пейзажей, фарфора и вычурной посуды, бра и настольных ламп, стилизованных под старину часов, пледов, диванных подушек, удобных пуфов.

Мебель стиля бидермейер в интерьере , прежде всего, представлена столами, шкафами и комодами из натуральной древесины. Отличным выбором станет мебель из ясеня, клена, карельской березы, груши, черешни. Если вы являетесь счастливым обладателем семейного старинного фарфора, то шкаф с этим «богатством» непременно нужно сделать самым заметным предметом оформления. Для отдыха отлично подойдут комфортные мягкие стулья и низкие кресла с удобными широкими подлокотниками. Отличным дополнением к диванам станут невысокие пуфики и скамейки для ног. Кроме того, интерьер можно дополнить изящными секретерами с множеством полочек, ящиков и «тайных» мест, этажерками, креслом-качалкой.

Одним из важных элементов оформления стиля бидермейер в интерьере является камин.

При оформлении интерьера в стиле бидермейер предпочтение лучше всего отдать теплым оттенкам – кремовому, сливочному, коричневому, неброским голубому и розовому. Обои лучше всего выбрать однотонные или в тоненькую полоску, как вариант – простенький растительный орнамент. Ковры и занавески тоже желательно выбрать однотонные, которые будут хорошо сочетаться с общей цветовой гаммой всего помещения. Оригинально и очень интересно будет смотреться комната, оформленная с помощью ткани с шотландской клеткой. Для кухонь и столовых в бидермейере подойдут занавески, мебельная обивка и скатерти из легкого ситца с растительным узором. Предпочтение лучше отдать занавескам из органзы или муслина, а портьерам – из бархата, декорированного кистями.


Украсить стены можно используя старинные гравюры, акварели или декоративные тарелки. Великолепно впишутся в общий стиль портреты и семейные фотографии в деревянных рамочках. Неплохим дополнением к столикам станут статуэтки, изящные вазы и шкатулки. Интерьер в стиле бидермейер великолепно дополнят скатерти ручной вышивки и кружевные салфетки.

Самым главным и бесспорным достоинством стиля являются его полная «идеологическая» независимость и комфорт. Стиль бидермейер в интерьере наиболее приближен к человеческим потребностям. Он великолепно подойдет для зрелых людей с достатком и для всех склонных к постоянству и консерватизму. Этот интерьер оказывает благоприятное воздействие на психику, расслабляет и делает отдых приятным и полноценным.


Такое, на первый взгляд, странное название данного стиля – бидермейер - пошло от шутливого прозвища, которое принадлежало одному придуманному персонажу из произведения немецкого поэта начала ХIX века – Эйхордта. Полное имя этого персонажа было Готлиб Бидермейер, у него были интересы мещанского круга, но в тоже время он был абсолютно доволен своей жизнью.

Хоть происхождение названия и кажется немного необычным, интерьер, выполненный в стиле бидермейер, олицетворяет сильное стремление к вещам, которые не чужды простому человеку. В основу берётся семейный уют и тепло, вокруг которого и разворачиваются дальнейшие действия.

Этот стиль стал сменой пафосному и помпезному архитектурному направлению ампиру. Изначально он с ним очень тесно переплетался, но при этом всегда оставался только стилем интерьера. Время плотной работы этих двух стилей не прошло бесследно, и бидермейер перенял у ампира основные черты конструкций. За короткий промежуток времени новый стиль стал очень популярным и распространённым у жителей Австрии и Германии, которые устали от долгих лет нестабильной обстановки своих государств, хотели простой спокойной и размеренной жизни. Немного позже этот стиль стал известен также и в поместьях богатых российских дворян.

К основным особенностям данного стиля можно отнести удобную, простую и, можно даже сказать, интимную обстановку. В интерьере преобладают светлые тона. На стенах приклеены обои в полоску или с простым цветастым узором. Или же просто покрашены в однотонный цвет. Для напольного покрытия чаще всего используют дерево, которое потом застилается ковром. Также в зависимости от месторасположения меняется и основной цвет. На юге используются в основном тёплые насыщенные тона, а на севере, наоборот, более спокойные тона - обычно голубые или синие.

Окна устанавливаются светлые и большие. Также обязательным атрибутом в интерьере являются ковры. На юге использовались тонкие ковры только как элемент декора, а на севере тёплые и толстые ковры полностью использовались по своему прямому назначению. Ещё одной отличительной особенностью было наличие в помещении камина.

В помещениях, выполненных в стиле бидермейер, обязательно должна быть одна «чистая» комната, которая предназначается исключительно для приёма гостей. Её украшают так, чтобы все гости сразу понимали вкусы хозяина дома, все его увлечения и пристрастия. На стенах развешаны картины, различные сувениры, вышивка, возможно, личная коллекция, и другие вещи, которые имели культурную ценность для хозяев этого дома. Благодаря этой комнате стиль получил второе название как «провинциальный», или «мещанский».

После того, как стиль ампир отошёл на второй план вместе со своей роскошью и излишним пафосом, бидермейер стал настоящей отдушиной для обычного обывателя. В некоторых домах ещё есть некоторые отголоски стиля прошлого: светлая обивка, точёные или выгнутые ножки мебели, имитация позолоты, мягкие выгнутые линии. Но теперь это уже обычная мебель, которая служит только для уюта и комфорта своего владельца, а не выставляется напоказ для того, чтобы ублажать глаз гостей.

Изначально основным материалом, который использовался для изготовления любой мебели, было розовое или красное дерево. Немного позже в моду вошли изделия из вишни, ореха, клёна и ясеня. Также весьма часто использовалось фанерование. Для того, чтобы сделать основной акцент на натуральности материала, дерево не красили, а только лакировали, защищая его от внешних разрушающих факторов и сохраняя его природную красоту.

В то время пользовались спросом изделия с плавными мягкими линиями, которые были многофункциональны. Например, стулья, из которых с помощью лёгкого нажатия можно было сделать библиотечную лестницу.

Мебель данного стиля обладает одной отличительной особенностью – обивка крепится к основе небольшими гвоздиками с гладкими фарфоровыми шляпками. На данный момент, фарфоровые элементы заменила пластмасса. Для обивки мягкой мебели использовали однотонный репс или лёгкий ситец.

Ну и больше всего внимания при оформлении помещения в стиле бидермейер уделяли, конечно же, текстилю. Вышитые салфетки и наволочки… Подушки с маленькими кисточками по краям… Необычная посуда, мягкие пледы, фарфоровые статуэтки...

Шторы уложены волной и окаймлены бахромой. Благодаря таким тёплым и милым элементам декора вся комната практически дышит домашним уютом. Ещё более уютной делают обстановку комфортные, мягкие кресла-качалки и диваны.

Бидермейер – это, наверное, единственный в своём роде стиль, благодаря которому можно без стеснения показать свою индивидуальность. В этом стиле прекрасно сочетаются природные, естественные фактуры и классические формы. Основной акцент делается на ценностях семьи и консерватизме.

Бидермейер (Бидермайер) - это художественное направление, получившее распространение в искусстве, архитектуре и дизайне Германии и Австрии в 1815-1848 годах. Этот стиль был назван в честь литературного персонажа, созданного поэтом Эйхродтом. Бидермейер-стиль преуспевающего буржуа. За образец был взят аристократический ампир и приспособлен его для повседневной домашней жизни.

Появление стиля бидермейер

Бидермейер считается одним из направлений романтизма, и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих стилей. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах. Стилю бидермейер свойственно большое внимание к изображению интерьера, природы, а также бытовых предметов и деталей. Стиль бидермейер нашёл своё выражение в первую очередь в живописи. Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров.

Появлению данного стиля способствовало нестабильная политическая ситуация в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. У многих возникала потребность в том, чтобы скрыться от реальности. Выходом из такого состояния стало погружение в семейную и дружескую атмосферу, поиск романтики и простых жизненных радостей. Идеализм – основная характерная черта бидермейера. В искусстве всё чаще встречаются бытовые сценки, в которых прослеживается стремление найти привлекательные черты в обыденном мире.

Со временем понятие «бидермейер» нашло своё отражение во многих сферах: графике, оформлении интерьера, мебельной промышленности. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Официально в тот период бидермейер признан не был, однако это не помешало ему распространиться практически по всей Европе. Проник бидермейер и в Россию – случилось это в пушкинские времена, когда предпочтение отдавалось простым вещам, сочетающих в себе черты классицизма и ампира.

В начале XX века бидермейер получил негативную оценку, этот стиль воспринимали как мещанский, так как он обладал такими чертами, как сентиментальность и поэтизация вещей, что и послужило причиной для такой оценки.

Бидермейер в интерьере

Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Помещения были просторными и хорошо освещёнными, отчего они становились комфортными и приятными для пребывания. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще в полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир, только фон чаще выбирался другой, например, фиолетовый.

На смену строгости классицизма пришли естественные формы и более плавные линии. Некоторые конструкции отличались оригинальностью и практичностью. Было положено начало многофункциональной, комбинированной мебели – трансфформирующейся и раздвижной.

Критерием предметов быта стали считаться, прежде всего, высокое качество и надёжность. Предпочтение отдавалось простым формам, не было излишка декоративных элементов. Предметы мебели оживлялись яркими расцветками обивки, в комнатах вешали занавески насыщенных цветов.

В период расцвета стиля бидермейер появилось такое явление как «чистая комната». Чаще всего это понятие относилось к гостиным, в котором находилось довольно много мебели. Как правило, она группировалась в центре комнаты так, что оставалось минимум пустого пространства.

Неотъемлемой частью интерьера в стиле бидермейер были всевозможные шкафы и комоды. Благодаря простым формам цвета и текстуры дерева стали более заметными. Большая часть появившихся в ту эпоху типов мебели по-прежнему актуальна и используется для оформления классического интерьера.

От ампира бидермейер унаследовал простоту и лаконичность. Также стиль позаимствовал некоторые элементы архитектуры ампира: колонки, пилястры, карнизы, элементы «античного» декора.

От английской традиции бидермейер перенял стремление к практичности. Стены комнат украшались обоями, рисунок которых повторял узор обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов.

Стулья, кресла, диваны всё чаще стали с изогнутыми спинками и подлокотниками. Вернулась мода и на гнутые ножки мебели, поэтому бидермейер нередко сравнивали с рококо.

Типичным предметом обстановки-небольшой шкаф с фанерной дверцей. Двери и стенки корпусной мебели покрывались тонкими листами, которые не деформировались со временем, что стало ещё одним показателем практичности.

Центром внимания становится гостиная – она копировала аристократический салон, но она являлась не только показателем благосостояния, но и нормальной жилой комнатой.

Ещё одним характерным атрибутом интерьера в стиле бидермайер стало кресло - массивное, но солидное и удобное, чаще всего обтянутое гобеленом.

Формы типичного для эпохи бидермайера дивана напоминают ампирные, только они предельно упрощены, и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели.

Что касается тканей, то они могли быть разными - сатин, шёлк, шерсть, гобелен. Главное - спокойные цвета и характерные мотивы: сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные цветочки.

Настенные часы с маятником в «футляре» простой формы - типичный элемент эпохи бидермайер.

Вообще можно сказать, что стилю бидермейер присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.

Характерные черты стиля бидермейер

Особенности:

  • нежелание воспринимать действительность, тяга к романтическим, сентиментальным образам и сюжетам;
  • стремление существовать в замкнутом мире вещей, в уютном интерьере;
  • пропорции становятся более сбалансированными, выбор делался в пользу простых форм и светлых цветов;
  • помещения светлые и просторные, стремление сделать интерьер не только красивым, но и комфортным.

Орнаменты:

  • обилие цветных элементов и рисунков с изображением цветов;
  • рисунок на оконных занавесках должен быть одинаковым (или по крайней мере сочетаться) с мебельной обивкой.

Элементы интерьера:

  • округлые формы, плавные, изогнутые силуэты, балки, плоские стены;
  • мебель светлых естественных тонов дерева;
  • довольно пёстрая обивка;
  • полы застилаются однотонными коврами;
  • дверь чаще всего разделена надвое по центру (горизонтально);
  • использование витрин, этажерок, угловых шкафчиков и трюмо;
  • стены обязательно оклеены обоями с ненавязчивым, но характерным рисунком;
  • очень желательно наличие камина, каминная полка чаще всего широкая и мраморная;
  • занавески, сшитые из бархата или муслина;
  • предметы искусства: картины, миниатюры и пр.
  • В связи с наличием ностальгических мотивов для оформления интерьера в стиле Бидермейер также свойственно наличие фотографий. Чаще всего они размещались в тяжелых деревянных рамках и располагались в случайном порядке.
  • Как и во многих других стилях, в интерьере бидермейера старались располагать зелёные растения и предметы рукоделия.

Мебель в стиле бидермейер

Популярнейшим предметом обстановки становится стол, за которым читают, пишут, играют – на стол можно также поставить цветы. Практически для каждого случая существует стол определённого вида. Становятся популярными секретеры с потайными ящичками. Большим спросом пользуются конструкции с раздвижными столешницами, а также с откидными крышками.

Мебель тёплых тонов, написанные акварелью картины, различные гравюры, а также большое количество декора, украшений и сувениров характерны для интерьеров того периода. При этом бидермейер можно назвать практичным: он допускает наличие только тех предметов мебели, которые являются функциональными и комфортными. Мебель наконец стала в первую очередь удобной, и только потом красивой – у ампира бидермейер позаимствовал идею лаконичности и практичности.

Примеры работ в стиле Бидермейер

Одним из наиболее ярких примеров стиля бидермайер можно считать замок Тегель, построенный в Берлине К.Ф. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта. Замок Тегель – небольшое двухэтажное здание, достаточно лаконичное и строгое снаружи. Внутри можно заметить элементы эллинской архитектуры: дорические колонны, античные рельефы и скульптуры, характерные ещё для стиля ампир. Но при этом немало внимания уделено комфорту. В комнатах стояли удобные диваны, этажерки и прочая удобная мебель, можно было заметить и семейные реликвии. При этом главным критерием в интерьерах такого стиля стала не красота и роскошь, а функциональность всех предметов.

Производство бытовых предметов стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение, а производство упрощалось. Декоративная живопись сменялась обоями, которые были гораздо дешевле. Преобладали рисунки в полоску, горошек, арабесковый орнамент.

После эпохи бидермайера наступает период стилевой неопределённости. В архитектуре и искусстве в целом наблюдается смешение различных стилей и эпох, начинается господство эклектизма, или эклектики.