Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые панели  /  Жить вместе с богом. жизнь как духовная практика

Жить вместе с богом. жизнь как духовная практика

Уроки добротолюбия / Мороз А.А. Берсенева Т.А.
Что такое хорошо и что такое плохо
Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое пло­хо»? От ответа на него во многом зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека, спасение или погибель его души. Как мы уже с вами говорили выше, согласно право­славному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вре­дит и мешает этому спасению.

Исходя из этого, многое из того, что людьми современно­го общества почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.

Например, если люди живут идеями потребления и удо­вольствий, то для них самое главное в жизни - деньги, власть, слава, плотские удовольствия. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.

Так, мы часто видим, как герой боевика убивает и кале­чит других людей для того, чтобы добыть деньги, стать бо­гатым. Как люди предают друг друга, грабят, воруют, обма­нывают - и все это только для одного: стать богатыми и «наслаждаться жизнью». Часто люди ведут распущенную, безнравственную жизнь, становятся проститутками, банди­тами, наркоманами и алкоголиками, при этом многие из них считают, что живут правильно, хорошо, ибо делают, по их мнению, что хотят и берут от жизни все.

На самом деле они убивают себя духовно и телесно и ни­когда не бывают по-настоящему счастливы. Духовно - пото­му что отдаляют себя от Бога и предают в рабство страстям, физически - потому что порочный образ жизни расшатыва­ет и разрушает психику, подрывает физическое здоровье. Погоня за ложным «счастьем», жизнь по неверным идеалам приводят к духовной гибели грешника, обрекают его душу на вечные муки.

Вопросы на понимание

1. В чем смысл человеческой жизни?

2. Как определить, «что такое хорошо и что такое плохо»?

3. Почему у разных людей разное понимание жизненных ценностей?

Жизнь с Богом

Бог создал человека для соучастия в той радости и счас­тье, в котором пребывает Он Сам - Творец вселенной. По­скольку человек создан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, то обрести полное счастье, внутренний мир он может, только живя и соединяясь с Богом, идя по пути духовного совершенствования.

Для следования по этому пути человеку дана совесть, даны заповеди, а с пришествием Иисуса Христа - Евангелие и учение апостолов. С момента грехопадения человек стал меньше прислушиваться к голосу своей совести и стал часто поступать наперекор ей. По­этому понадобились внешние законы, которые помогали бы человеку правильно разбирать­ся в том, что хорошо, а что плохо. Так Богом были даны заповеди Моисею, а через него всему его народу. Но люди, как они ни старались, не мог­ли полностью исполнить все законы и постановления Бо­жий, потому что в них жила наследственная склонность ко греху. И только с пришестви­ем Богочеловека Иисуса Хрис­та, благодаря Его крестным страданиям во искупление гре­хов рода человеческого, всем, уверовавшим в Него и крес­тившимся, дана сила до конца побеждать живущий в человеке грех.

Когда человек живет по за­кону своей совести, в общении с окружающими людьми руководствуется заповедями и учением Иисуса Христа, то он живет с Богом. Дух Святой всегда помогает такому чело­веку, и он постепенно просветляется и, в конце концов, ста­новится святым, т.е. исполняет свою главную жизненную задачу.

Но это дается очень нелегко. На пути к святости челове­ку приходится преодолевать различные искушения. Иску­шение - это соблазн, желание поступить по-греховному, а не по-Божиему, чтобы испытать ту сладость и удоволь­ствие, которые может кратковременно принести соделанный грех. И действительно, при совершении греха человек обыч­но испытывает плотское возбуждение, своеобразную плотс­кую радость. Но она быстро проходит, и в душе остается только пустота и горечь от содеянного греха.

Например, мама запретила брать конфеты, но, когда она ушла на работу, дети тайком вскрыли коробку со сластями и съели часть конфет. Когда они ели, им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом стало стыдно, что не послушались маму. Долгое время еще мучил страх, что ско­ро родители узнают о проступке и будут ругать и накажут за это, по сути дела, воровство.

Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хо­телось получить удовольствие от конфет, но это было запре­щено мамой. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, то они не совершили бы грех, а, наоборот, укрепили бы в себе добродетель терпения и по­слушания.

Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над со­блазном, искушением укрепляет добродетели человека, уве­личивает его духовную силу, и, наоборот, каждый грехов­ный поступок усиливает страсти и власть греха (диавола) над человеком. Бог всегда помогает в борьбе с соблазнами и грехом, но человек при этом борется сам. И еще: каждому человеку Богом попускаются только такие искушения, ко­торые он может перенести. Может быть, на пределе своих духовных сил, но не выше их. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и проис­ходит духовный рост человека, его преобразование по подо­бию Божиему.

Вопросы на понимание

1. Зачем человеку жить по заповедям Божиим?

2. Что такое искушение и соблазны?

3. Нужно ли бороться со своими греховными желаниями или можно жить, как захочется?

4. Что дает преодоление искушений?

5. Какой закон духовной жизни ты знаешь?

6. Помогает ли нам Бог при борьбе с искушениями и соблазнами?

7. Что значит жизнь с Богом?

Что значит предать свою жизнь Господу Богу?

высказывания Святых Отцов

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, ис­полняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Святитель Григорий Богослов

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе че­ловека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек - грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, вели­чественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса сво­ей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помыш­ляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является сча­стьем.

Но так как материальные интересы у разных людей час­то совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг дру­га. И действительно, если самое главное в этой жизни - мое «Я», мои желания, мои удовольствия, то что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматри­ваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данно­го лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим лю­дям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. «Мой дом -моя крепость», «это твои проблемы» - такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками об­щества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными за­конами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превыша­ют их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается ды­шать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущ­ность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физичес­кую погибель. На духовную - потому что лишает себя гря­дущего Царства Небесного, а на физическую - потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные после­дователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от ко­личества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье - это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Вог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть пер­вая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлю­би ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий - это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа пра­ведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <.„> и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

(Пс. 18, 8-12)

Работа со словарем

Высказывания Святых Отцов

Авва Исайя

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кроиітадтский

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

О Вопрос к священнику: Грех ли, если я курю?

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить - бесам кадить.

Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимают­ся как личная собственность, которую можно разбаза­ривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никоти­ном медленно убивает себя. Против этой заповеди гре­шат и алкоголики, и наркоманы.

По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА
Учебное пособие для среднего школьного возраста

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Очередная встреча благочинного Ступинского церковного округа священника Александра Крали со студентами МАТИ была посвящена вопросам духовной жизни и месту христианства в современном мире. После того, как о. Александр рассказал юношам и девушкам о том, как важно жить с Богом, студенты задали немало вопросов, касающихся истории и современных проблем Православной Церкви.

«Что есть истина?»
(Ин. 18,38)

В Интернете на разных молодежных сайтах высказываются самые разнообразные мнения о христианстве. Среди них есть и такие, которые выставляют христианство в совершенно неприглядном свете, говорят что христианство – религия уныния, печали, смерти; религия запретов, предписаний, которая ограничивает свободу человека. И приводится множество различных доказательств, аргументов в пользу этой точки зрения.

У меня сложилось такое впечатление, что люди, которые писали эти статьи, очень мало знают о христианстве, знают его, быть может, лишь по какому-то соприкосновению. Глубокого знания у них нет. Почему же они при этом так категорично отвергают и христианство, и Православную Церковь? Единственный ответ на этот вопрос есть, но я его скажу чуть позже, в конце нашей встречи.

Итак, что же такое христианство? Каковы его основные характерные черты? И вообще, зачем человеку быть верующим, зачем ему жить духовной жизнью, приходить в храм, читать духовную литературу? Ведь можно в принципе, как говорят эти критики, вполне обойтись и без этого.

Это глубокое заблуждение, потому что святое место пустым не бывает, а любой человек, я в этом уверен, – любой человек – независимо от своего возраста и положения, имеет духовные искания, его душа жаждет духовного опыта. Он может выражаться по-разному, и эти искания могут приводить к разным итогам, к разным результатам – мы с вами все это прекрасно знаем и видим, потому что кроме христианства существуют многочисленные религиозные течения, философские системы, которые так или иначе удовлетворяют духовные потребности человека. Но христианство предупреждает нас о пагубности увлечения различными течениями, псевдорелигиозными учениями. Почему?

Потому что для Православной Церкви Истина – это Христос, или, наоборот, Христос – это Истина. Поэтому христианство утверждает, что истина одна, ее невозможно заменить или изменить, ее можно только исказить. И эта истина – Христос. И именно Христа Православная Церковь проповедует.

«Се стою у двери и стучу…»
(откр. 3, 20)

Сегодня я хотел бы поговорить о принципах христианской жизни, о тех характерных чертах, которые выделяют и отличают христианство от прочих религиозных или философских течений.

Итак, что в первую очередь отличает христианство? Это синергия, слово греческое, может быть, не совсем понятное. Но оно точно выражает суть отношений между Богом и человеком, о которых говорит христианство. Синергия – это взаимодействие двух воль – Божественной и человеческой. Почему это важно? Потому что без воли человека Бог ничего не может сделать в его жизни. Свобода воли, которая дана человеку, не может быть никем нарушена.

Человек тем и отличается от всех прочих созданий, что он имеет право и возможность выбора. Он может выбрать между добром и злом, между грехом и добродетелью, между тьмой и светом. Он сам определяется, на какую сторону ему встать. И этот принцип, принцип взаимодействия, синергии очень важен – можно сказать, это один из краеугольных принципов христианской жизни.

Постараюсь проиллюстрировать это утверждение примерами из нашей обыденной жизни.

Люди становятся христианами через Крещение – это таинство, которое является первым таинством, совершаемым над человеком, приходящим в этот мир, и которое открывает ему дверь для участия во всех прочих таинствах, в церковной жизни. Дает благодать. Но само по себе это таинство еще не бронирует человеку место в Царстве Небесном: крестился – и все: «Я билет уже получил, там для меня место отвели, и я могу дальше спокойно жить себе до того момента, когда меня опять принесут в храм».

Крещение само по себе как внешнее действие мало что значит для человека. Мало быть крещеным – необходимо быть и просвещенным, понимать, для чего тебе это нужно, какие обязательства и какую ответственность ты берешь на себя. И здесь необходимо помнить, что без этого желания, без направления воли человеческой благодать Божия, которая преподается в таинстве, остается нераскрытой.

Человек входит в купель Крещения, в воду, ветхим – и таким же выходит, ничего не меняется в нем. Каким вошел, таким и вышел, потому что не было никакого изменения, не было желания измениться. Многие прибегают к помощи Церкви в каких-то исключи- тельных случаях своей жизни, желая что-то получить. Это очень характерно, особенно для нашего времени.

Потребительское отношение переносится из обыденной жизни и на жизнь духовную. Когда больше всего людей в церкви? На Пасху, когда освящают куличи и прочие пасхальные яства, на Крещение, когда можно взять святой воды, – вот, собственно говоря, и все, – то есть, в те дни, когда в Церкви можно взять что-то материальное. Взять и использовать это как некую «волшебную силу». Но это поверхностное понимание того, что происходит в Церкви.

В моей практике был такой случай. Девушка пришла креститься, и я попытался поговорить с ней о причинах ее прихода, о том, что она знает о христианстве и духовной жизни. В ответ она только раздражалась и возмущалась: «Что вы меня спрашиваете? Зачем мне это нужно? Я заплатила деньги и хочу покреститься. Больше я ничего не хочу слушать!» Это меня насторожило, я попытался еще поговорить. Она сорвалась и в раздражении убежала. А пришедшие с нею подруги остались, попытались извиниться и рассказали, что у этой девушки проблемы на работе и в личной жизни, и ей сказали, что если она покрестится, то все будет хорошо. Она так и сделала: пришла, чтобы прибегнуть к такому радикальному способу устранения неприятностей в своей жизни.

То есть это было не стремление ее души, а желание получить некую пилюлю, некий «аспирин», чтобы решить возникшие жизненные проблемы. Конечно же, это в корне неправильно, потому что здесь должно быть внутреннее желание, стремление человека измениться. А ведь она после такого Крещения в храме больше не появится. Таких примеров можно привести немало. Это касается любой области духовной жизни.

Часто люди освящают дома, квартиры, машины и видят в этом некий магический ритуал, который был совершен: священник что-то там прочитал – никто даже не вникал в смысл того, что произошло. Главное то, что совершилось действие.

Но ведь все это совершается не ради того, чтобы машина не попала в аварию или дом не ограбили, или чтобы он не сгорел. Конечно же, в молитвах обращаются к Господу и просят, чтобы Он сохранил человека от различных неприятностей. Но здесь имеется в виду более глубокое значение.

Священник или человек, который приходит с этой просьбой, молятся о том, чтобы было освященным место, помещение, в котором он будет проводить значительную часть своей жизни – будь то машина, дом или рабочее место. Освящается место, среда пребывания человека, а не просто стены. Бывает и так, что люди после освящения машины попадают в аварию. «Не сработало!» – скажете? А дело-то не в этом. Дело в том, что человек остался жив.

В моей практике были случаи, когда люди, освятившие машины, попадали в аварию, но при этом в машине, которая не подлежала восстановлению, люди оставались живы. Это самое главное, потому что сохранилась человеческая жизнь, – а что может быть ценнее? Нет цены человеческой жизни. Именно об этом испрашивается благословение, а не происходит «заклинание» стен.

Один знакомый священник мне рассказывал, как однажды он проходил мимо ночного клуба и его остановил вышедший оттуда человек. Он попросил освятить здание. На вопрос: «А чем же вы здесь занимаетесь?» – этот человек ответил: «Батюшка, это неважно. Вы нам просто стены покропите, молитву прочитайте».

Потребительское отношение характерно для магических религий, когда свободная воля человека заменяется ритуалом. Но часто это пытаются перенести и на христианскую религию. А магия характерна там, где имеет значение только внешняя форма, правильно совершенное действие, а внутреннее состояние при этом значения не имеет.

Христианство говорит: «Внутреннее состояние имеет значение в первую очередь», – даже если, может быть, все было прочитано или сказано не в том порядке, в каком принято (конечно же, за исключением каких-то основополагающих формулировок). Но самое главное – это внутреннее, духовное состояние человека, состояние очищения души.

Мы говорили о воле человеческой, о том, что если она стремится к духовной жизни, то она должна быть открыта, должна быть внутренне направлена к Богу. А вот что касается воли Божественной – что мы знаем об этом?

В Православной Церкви богословы выделяют два аспекта Божественной воли: желание Божие и попущение Божие.

Желание Божие выражается в том, что Бог всякому человеку желает спасения. Желает, чтобы каждый человек был любим и любил – любил Бога через человека и, любя человека, любил Бога. Но при этом Бог не может нарушить свободу воли человека. И здесь вступает в действие второй аспект Божественной воли – попущение.

Бог не вмешивается, но попускает скорби, испытания, трудности, посредством которых человек может и должен задуматься о своей жизни, о своих поступках и постараться исправиться, изменить что-то в своей жизни. Поэтому даже то зло, которое происходит с человеком, страдание, утрата, лишение, скорбь, в любом случае тоже имеет определенный смысл. Неприятности, происходящие с нами, не бессмысленны – это сигнал, который человеку необходимо услышать, понять и сделать определенный вывод.

Вот одна сторона христианской жизни.

«Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко»
(Мф. 11,30)

Христианство упрекают в том, что оно является религией смерти, запретов, предписаний, ограничений. А ведь религия христианская – это религия радости.

В негативном ключе о христианстве может говорить человек, который или не понял суть христианства, или видит радость только в каких-то сиюминутных земных удовольствиях.

О радости много сказано в Священном Писании – в Евангелиях, в Посланиях. Христос говорил: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас», – имея в виду Свое Воскресение, которое стало радостью для людей. Апостол говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». А если взять всю христианскую историю, можно увидеть, что радость была свойственна всем подвижникам и святым. Прп. Серафим Саровский постоянно говорил о радости. Любого приходящего к нему он встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» – даже в то время, когда не было пасхального периода.

Эта радость, конечно, имеет своей причиной именно Воскресение Христово. Это средоточие христианской радости, и этого нет ни в какой другой религии. Воскресший Бог дает человеку возможность радоваться, потому что человек оказывается не чужим Богу. Не неудавшимся продуктом Божественного эксперимента, а дорогим Богу существом, которое Он сотворил и которое спас от греха и смерти. И эта радость в полноте своей ощущается только тогда, когда человек становится все ближе и ближе к Богу.

А что касается заповедей и запретов, то здесь есть некое узкое понимание, что они, якобы, ограничивают свободу человека. Заповеди, которые Бог дает, можно уподобить ограждению, которым обозначено болотистое место. Это ограждение дает возможность человеку чувствовать себя в безопасности. Он знает, что для своего же спокойствия не стоит заступать за ограждение. А если человек говорит: «Мне нужно больше территории, больше свободы» – и ломает ограждение, он неизбежно попадает в болото, в трясину, из которой самостоятельно выбраться ему довольно сложно.

Заповеди – это тоже признак любви Бога к человеку. Бог не хочет, чтобы человеку было плохо, чтобы он страдал. Свобода воли как раз часто и является причиной этого страдания, потому что человек вместо добра избирает зло, не прислушивается к опыту предыдущих поколений и наступает на те же грабли, на которые другие уже наступали и совет уже дали. Но он этот совет не услышал. Поэтому можно много говорить, приводить различные примеры. Но все-таки основные признаки христианской религии заключаются в свободе, в любви, в радости и в вере.

И это можно постичь лишь опытным путем. Теоретически понять это сложно, ведь вы можете привести мне другие, прямо противоположные примеры, которые известны в истории Православной Церкви.

Вы можете привести примеры жестокостей, которые совершались в определенные исторические периоды под именем Христа, вы можете привести в пример тех «злых бабушек», которые вас или кого-то другого выгоняли из храма, потому что были неприлично одеты, и еще многое другое.

Но здесь необходимо понимать, что христианство – это еще и религия людей. Церковь Христова – это живые люди, умеющие чувствовать, переживать, способные ошибаться, но знающие, что нужно возвращаться на тот пусть, с которого они сошли.

Церковь называется Святой, но не потому, что святы люди, которые ее наполняют, хотя они и призваны к святости. Святость Церкви состоит не из святости тех людей, которые наполняют ее, а потому что свят ее Глава – Христос, Бог, а не человек.

Это объясняет многочисленные аномалии, патологии христианской истории, христианской жизни, которые мы знаем. Любое зло, совершенное под именем Христа оправдано быть не может, оно является злом, и ничего общего с христианством не имеет. Люди, которые совершали зло от имени Церкви Христовой, глубоко заблуждались, искажали суть христианства.

Конечно, христианская жизнь сопряжена с определенными сложностями. Она требует от человека ответственности и труда, внутренней работы над собой. Но скажите, какая область человеческой жизни не требует этой работы над собой? Учеба – требует усилий, работа – требует усилий, любая область занятий требует от человека усилий, труда, ограничений. Почему же область религиозной жизни, которая является неотъемлемой частью человеческой жизни, должна быть легкой?

Христианство не обещает легкости и безоблачности. И уже при Крещении человек, будучи или младенцем, или в зрелом возрасте, называется «воином Христа Бога». Он вступает в военную дружину – и с этого момента начинается борьба против самого себя, против тех страстей, которые живут в человеке, начинается борьба против соблазнов и искушений, которые существуют в этом мире, начинается борьба против сатаны. И только тот человек, который проявит твердость – победит.

«Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное…»
(Мф.7,21)

Много людей сейчас, которые крещены, которые являются христианами, но в храм приходят очень-очень редко, стараются обращаться к Богу в трудных обстоятельствах своей жизни с просьбой о помощи близким людям и т.д. Но это обращение форс-мажорное, оно бывает только тогда, когда человеку что-то необходимо. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А до этого на такие нюансы духовной жизни мало кто обращает внимание.

Необходимо понимать, что обращение должно быть искренним и сознательным. Не должно быть в этом магизма, ритуальности: «Прочитайте три раза «Отче наш», и у вас обязательно получится». Как будто если вы прочитаете молитву два или четыре раза, то ничего «не сработает». Или «закажите сорокоуст в сорока церквах, и все грехи умершему простятся». Но ведь дело совсем не в этом.

Мало просто прочитать «Отче наш», условно говоря, или перекреститься – это должно быть сделано с верой в то, что Господь поможет. Какой «Отче наш»? Кто это – Отче наш? Отец наш – кто Он? Должен быть внутренний анализ: к кому мы обращаемся, чего мы просим, чего мы желаем? Осознанное обращение к Богу – это самое главное.

Если ты считаешь себя человеком верующим, ты должен знать свою веру, быть искренним, должен постоянно самосовершенствоваться, двигаться дальше. Нельзя обращаться к религии, к вере только в каких-то исключительных случаях, когда тебе плохо, когда тяжело.

Конечно же, хорошо, что не идешь к экстрасенсам, к знахаркам и т.д., а обращаешься к Богу, у Него просишь помощи – пускай даже таким способом, но нельзя на этом останавливаться.

А Бог-то многого не просит, Он просит сердце человека. Он стоит у дверей сердца и стучит. Стучит по-разному: то через болезнь близких людей, то через какие-то скорби, через испытания, трудности, и задача человека – услышать этот призыв, этот стук.

Но часто в суете повседневной жизни человек не слышит даже самого себя. Иногда люди, живущие в городе, не могут себя комфортно чувствовать на природе или где-то в тиши: они вдруг ощущают внутри себя определенные процессы, которых там, в шуме, в суете, в беготне они не ощущали. Вот почему необходим анализ своих внутренних процессов: движение к Богу, религиозное чувство должно быть действенным.

Необходимо понимать, что вера пронизывает все, пронизывает все стороны жизни и человеческой деятельности, и когда Церковь стремится участвовать в жизни общества, армии, учебных заведений, медицинских или исправительных учреждений, она это делает не потому, что ей нужна какая-то сфера влияния или распространение авторитета. Она руководствуется тем, что необходимо освятить все стороны человеческой жизни, помочь человеку, чтобы он свое дело совершал с чистым сердцем, нравственно, чтобы он сам был примером не только профессионального мастерства, но и нравственным образцом. Ведь сама по себе вера ни в коем случае не заменяет профессионализма, но возвышает его, облагораживает.

Если, к примеру, врач верующий – это не значит, что Сам Бог будет водить скальпелем, а ему самому ничего не нужно будет делать. Вера помогает человеку приносить многократный плод своей деятельности – как в одной из притч сказано: зерно падает в плодородную почву, но у одних оно приносит урожай в 30 крат, у других 60, а у третьих в 100 крат. То есть этот плод зависит от готовности нашего сердца отозваться на призыв Божий, открытость его для входа Божией благодати.

А разгадка негативного отношения к Церкви кроется в том, что люди не могут пересилить себя и измениться. Им легче жить без заповедей, без Церкви, без Христа. Но совесть не обманешь, она обличает, она взывает к благоразумию, и поэтому ее заглушают потоком грязи и лжи, направленных на Христа и Его Церковь.

Материал предоставлен пресс-службой
Ступинского благочиния.

Папы Пия XII . - 1952. - 11 с.
  • Арсеньев Н. С. Единый поток жизни. - 1973. - 298 с.
  • Арсеньев Н. С. О Достоевском. - 1972. - 64 с.
  • Арсеньев Н. С. О жизни преизбыточествующей. - 1986. - 277 с.
  • Байгачев И. Н. Спаситель мира: Евангелие для детей. - 1956. - 88 с.
  • Беломорский А. Православие и папство. 1965. - 36 с.
  • Беломорский А. Правы ли отрицатели религии. - 1965. - 91 с.
  • Беломорский А. Что значит быть православным? - 1954. - 55 с.
  • Бем А. Л. Церковь и русский литературный язык. - 1988. - 84 с.
  • Библия для детей. - 1983. - 64 с.
  • Библия . - 1973. - 2357 с., 8 карт.
  • Библия . - 1983. - 2535 с.
  • Библия . - 1989. - 2535 с., 8 карт.
  • Беломорский А. , иеромонах . Вселенский Собор : Слово Папы Иоанна XXIII при открытии II-го Ватиканского собора . - 1963. - 40 с.
  • Беломорский А. , иеромонах . О первенстве святого славного и всехвального апостола Петра : Как понимал его святой отец и учитель Церкви Иоанн Златоуст . - 1962. - 24 с.
  • Божественная литургия: [Объяснение]. - 1963. - 40 с.
  • Божественная литургия: Нотный сборник. - 1976. - 364 с.
  • Большаков С. На высотах духа. - 1971. - 48 с.
  • [Борисов Александр, свящ.] Начало пути христианина: В помощь катехизатору. - 1990. - 48 с.
  • [Борисов Александр, свящ.]. Начало пути христианина: В помощь катехизатору. - 1989. - 48 с.
  • Босси Г. Он и я. - 1961. - 99 с.
  • Буйе Л. О Библии и Евангелии. - 1965. - 232 с.
  • Буйе Л. О Библии и Евангелии. - 1988. - 232 с.
  • Ванеев А. А. Два года в Абези: В память о Л. П. Карсавине. - 1990. - 386 с.
  • Ватиканский Собор II: Декларация о религиозной свободе. 1967. 16 с. Декларация о христианском воспитании. 1968. 15 с. Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям. 1967. 8 с. Декларация о восточных католических Церквях. 1968. 15 с. Декрет о миссионерской деятельности Церкви. 1968. 46 с. Декрет о пастырской должности епископа Церкви. 1967. 31 с. Декрет о подготовке к священству. 1967. 20 с. Декрет о служении и жизни священников. 1967. 37 с. Декрет о средствах социального сообщения. 1968. 15 с. Декрет «Об апостольстве мирян». 1967. 36 с. Декрет об обновлении монашеской жизни с применением её к современным условиям. 1968. 16 с. Догматическая Конституция «О Божественном Откровении». 1967. 22 с. Догматическое Постановление о Церкви. 1966. 75 с. Конституция «О богослужении». 1967. 39 с. Об экуменизме: Постановление Ватиканского Собора. 1965. 22 с. Пастырская Конституция «Радость и надежда»: О Церкви в современном мире. 1967. 102 с. Указатели к документам Ватиканского Собора. 1975. 57 с.
  • Вениамин (Милов), епископ. Чтение по литургическому богословию. 1977. 344 с.
  • Вианней Ж.-М. Проповеди и уроки Закона Божия. 1969. 282 с.
  • Виновска М. Маранафа. 1970. 148 с.
  • Виновска М. Тайна Максимилиана Кольбе. 1972. 174 с.
  • Воротников А. Подвижник Карл Фуко. 1956. 48 с.
  • Гаврилов М. Н. Льва Великого, Папы Римского… житие. 1953. 48 с.
  • Гаврилов М. Н. Ватикан. Война и мир. 1953. 27 с.
  • Гаврилов М. Н. Духовные основы русской культуры: Основные идеи творчества Ф. М. Достоевского. 1954. 24 с.
  • Гаврилов М. Н. Новые явления миру Пресвятой Богородицы: Повесть о Фатиме… 1949. 29 с.
  • Гаврилов М. Н. Православие и Ферраро-Флорентийский собор. 1954. 16 с.
  • Гаврилов М. Н. Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. 1950. 32 с.
  • Гаврилов М. Н. Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. 1987. 32 с.
  • Гаврилов М. Н. Тайна Рождества и Успения Пресвятой Богородицы. 1950. 17 с.
  • Гаврилов М. Н. Туринская плащаница: Описание и научное объяснение. 1964. 24 с.
  • Гаврилов М. Н. Ферраро-Флорентийский собор и Русь. 1955. 28 с.
  • Гейтерс Г. Краткое изложение христианской жизни. 1946. 32 с.
  • Георгий, блаженный. Акафист Божией Матери. 1954. 55 с.
  • Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. 1963. 38 с.
  • Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. 1976. 38 с.
  • Гуардини Р. О Боге живом. 1962. 74 с.
  • Гуардини Р. Познание веры. 1955. 80 с.
  • Дидимов П. Пути Господни неисповедимы. 1952. 44 с.
  • Дондейн А. Христианская вера и современная мысль. 1974. 284 с.
  • Дондейн А. Христианство может и должно быть силой миролюбия в современном мире. 1974. 15 с.
  • Дудко Димитрий, прот. Вовремя и не вовремя. 1978. 327 с.
  • Евангелие от Луки и Деяния апостолов. 1989. 128 с.
  • Евангельское повествование: Слово жизни вечной / прот. Иоанн Корниевский, ред. и сост. 1959. 508 с.
  • Желудков Сергий, свящ., Любарский К. А. Христианство и атеизм. 1982. 241 с.
  • Зандер В. Христос - новая Пасха. 1964. 31 с.
  • Зандер В. Христос - новая Пасха. 1988. 38 с.
  • Иванов В. И. Духовные стихи. 1986. 57 с.
  • Иванов В. И. Собр. Соч. В 4-х томах: Т. 1. 1971. 872 с.; Т. 2. 1974. 852 с.; Т. 3. 1979. 896 с.; Т. 4. 1987. 800 с.
  • Иванов В. И. Эссе, статьи, переводы. 1985. 221 с.
  • Извольская Е. А. Американские святые и подвижники. 1959. 199 с.
  • Извольская Е. А. Явления Гуадалупской Бохией Матери. 1965. 24 с.
  • Ильин В. Н. Арфа царя Давида в русской поэзии. 1960. 77 с.
  • Иоанн (Шаховской), архиепископ. Удивительная земля. 1983. 95 с.
  • Каррель А. О молитве; Ладриер Ж. Как научная деятельность включается в христианскую жизнь / Серия: Религия, философия и наука. 1967. 31 с.
  • Каррель А. Путешествие в Лурд. 1951. 20 с.
  • Карсавин Л. П. Католичество. 1974. 151 с.
  • Карух М. Шарль де Фуко и его последователи. 1968. 182 с.
  • Клостер И. Вечная юность. 1962. 86 с.
  • Ключ к пониманию Библии. 1960. 24 с.
  • Ключ к пониманию Священного Писания. 1982. 698 с.
  • Кологривов Иоанн, иеромонах Очерки по истории русской святости. 1961. 419 с.
  • Куртуа Р. Что говорят о Боге современные ученые? 1960. 62 с.
  • Лев Ж. Великие учители молитвы. 1986. 214 с.
  • Легион Пресвятой Богородицы: Информационная брошюра с выдержками из «Руководства Легиона» / Ставровский А.В, Ильин В. Н. перевод и редакция. 1963. 99 с.
  • Лелотт Ф. Где Правда? 1962. 80 с.
  • Лелотт Ф. Решение проблемы жизни: Христианское мировоззрение. 1959. 390 с.
  • Лобье де П. Социальная доктрина католической Церкви. 1989. 254 с.
  • Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. 1978. 183 с.
  • Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. 1988. 183 с.
  • М. В. [Волконская Мария] и С. Т. [Тышкевич Станислав]). Дон Боско - друг беспризорных. 1951. 52 с.
  • Мень Александр, прот. Истоки религии. 1981. 428 с.
  • Мень Александр, прот. Как читать Библию. 1981. 228 с.
  • Мень Александр, прот. Небо на земле. 1969. 236 с.
  • Мень Александр, прот. Сын Человеческий. 1976. 327 с.
  • Мень Александр, прот. Сын Человеческий. 1983. 494 с.
  • Мень Александр, прот. Таинство, слово и образ. 1980. 285 с.
  • Мережковский Д. С. Испанские мистики. 1988. 378 с.
  • Мережковский Д. С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. 1990. 137 с., XI; 100, XV; 177 и 47 с.
  • Молитвенник для католиков латинского обряда. 1979. 144 с.
  • Молитвенник для католиков латинского обряда: Господу помолимся. 1949. 159 с.
  • Молитвенник. 1980. 502 с.
  • Молитвенник. 1989. 510 с.
  • Молитвенник: Миром Господу помолимся. 1948. 76 с.
  • Монфор Гриньон, де. Тайна Пресвятой Богородицы. 1953. 70 с.
  • Мориак Ф. Во что я верю. 1981. 110 с.
  • Моррен Л. Бог свободен и связан. 1990. 143 с.
  • Неведомая стихия. 1967. 200 с.
  • Никодим (Ротов), митр. Иоанн ХХШ, Папа Римский. 1986. 756 с.
  • Николай (Ярушевич), митр. Радость и утешение христианина. 1991. 181 с.
  • Новый Завет и Псалтирь. 1985. 1023 с.
  • Новый Завет. 1964-1965. 758 с., 2 карты.
  • Новый Завет. 1979. 758 с.
  • Новый Завет. 1989. 790 с., 8 карт.
  • Новый Завет. 1990. 758 с., 2 карты.
  • Новый мир. 1957. 93 с.
  • Новый мир. 1961. 94 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Вечная Премудрость Божия». 1962. 24 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Мать и наставница». 1962. 77 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Мир на земле». 1963. 51 с.
  • Окружное послание Папы Павла VI «О всестороннем развитии народов». [Б.г.]. 69 с.
  • Окружное послание Папы Пия XII «Сияющий венец славы». 1954. 30 с.
  • Отечник. 1963. 549 с.
  • Павлов А. Откуда явилось все это? 1972. 132 с.
  • Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII «О положении трудящихся». 1942. 115 с.
  • Пение на литургии Св. Иоанна Златоуста. 1976. 51 с.
  • Перспективы для ума и сердца. 1962. 92 с.
  • Повесть о Фатиме, величайшем чуде нашего времени. 1962. 127 с.
  • Поль, аббат. Замысел Божий и чудеса его милосердной любви: Изложение христианского вероучения. 1990. 496 с.
  • Поснов М. Э. История христианской Церкви до разделения Церквей (1054 г.). 1964. 614 с.
  • Поснов М. Э. История христианской Церкви до разделения Церквей (1054 г.): Юбилейное издание. 1988. 614 с.
  • Потерянная драхма: Из материалов самиздата. 1986. 200 с.
  • Псалмы: Молитва народа Божия. 1965. 24 с.
  • Раннехристианские отцы Церкви. 1978. 734 с.
  • Ранние отцы Церкви. 1988. 734 с.
  • Ратцингер Иосиф. Введение в христианство. 1988. 318 с.
  • Ришом А. Винцент де Поль, или созидательная сила любви. 1968. 162 с.
  • Рождественское радиопослание Папы Пия XII. 1952. 26 с.
  • Свет и жизнь. 1990. 568 с.
  • Светлов Э. [Мень Александр, прот.]. В поисках пути истины и жизни. Т. 1. Истоки религии. 1970. 415 с. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей. 1971. 669 с. Т. 3. У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине I-го тысячелетия до н. э. 1971. 332 с. (Второе издание 1986). Т. 4. Дионис, логос, судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. 1972. 396 с. Т. 5. Вестники царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации «ХШ - IV века до н. э.». 1972. 647 с. (2 изд. 1986). Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. 1983. 827 с.
  • Сенкевич Г. Камо грядеши? 1981. 528 с.
  • Сергиев Иоанн [Кронштадтский], прот. Моя жизнь во Христе. 1988. 64 с.
  • Сирот И. М. Русские пословицы библейского происхождения. 1985. 112 с.
  • Словарь библейского богословия. 1974. 1287, Х с.
  • Словарь библейского богословия. 1990.
  • Смерти нет. 1954. 75 с.
  • Сокрытые сокровища и новая жизнь: Археологические открытия и Евангелие. 1959. 193 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1958. 143 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1973. 143 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1982. 143 с.
  • Соловьев В. С. О христианском единстве. 1967. 489 с.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1952. 32 с.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1964.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1987.
  • Соловьев В. С. Собр. соч. в 12 томах (6 книгах + том писем): Фототипическое издание. Т. I-II. 1966. 415 с. Т. III-IV. 1966. 658 С. Т. V-VI. 1966. 486 с. Т. VII-VIII. 1966. 722 с. Т. IX-X. 1966. 527 с. Т. XI-XII. 1969. 674 с. Письма (4 тома и приложение в одной книге). 1970.
  • Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. 1970. 241с.
  • Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. 1977. 434 с.
  • Тереза, св. Повесть об одной душе, ею самой описанной. 1955. 343 с.
  • Тиволье П. Современная молодежь обсуждает самый важный вопрос… 1963. 24 с.
  • Тиволье П. Спутник.искателя правды. Часть вторая. 1963. 511 с.
  • Тиволье П. Спутник искателя правды. Часть первая. 1963. 108с.
  • Трамон Р. Миссионерская эпопея Анны Марии Жавуэ. 1973. 160 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Единство Церкви и Византия. 1951. 139 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Католичество. 1950. 71 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Наставления о Святой Евхаристии русских подвижников благочестия и духовных писателей. Акафист ко причащению Святых Христовых Тайн. 1955. 109 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Наставления святого Тихона Задонского по социальному вопросу. 1955. 37 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Нерасторжимость христианского брака. 1955. 56 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Почему католики дорожат папством? 1961. 36 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Церковь Богочеловека. 1958. 581 с.
  • Уайзмен Н. Фабиола: Повесть из древнеримской жизни. 1990. 216 с.
  • Феофан [Говоров] Затворник, еп. Путь ко спасению: Фототипическое издание. 1962. 509 с.
  • Фиртель X. Ирландец века. 1990. 186 с.
  • Фома Кемпийский. О подражании Христу / Пер. с лат. К. П. Победоносцева. (С приложением краткого молитвослова). 1949. 354+15 с.
  • Фома Кемпийский. О подражании Христу. 1983. 367 с.
  • Франк С. Л. Религия и наука / Серия «Религия, философия и наука», N 1. 1953. 28 с.
  • Франк С. Л. Смысл жизни. 1976. 171 с.
  • Фроссар А. Соль земли: О главных монашеских орденах с иллюстрациями самого автора. 1973. 137 с.
  • Хардуэн Р. Безграничное упование отца Б. Коттоленго. 1968. 144 с.
  • Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. Фототипическое издание. - 1972. - 234+111 с.
  • Цветочки Святого Франциска Ассизского. Фототипическое издание. - 1974. - 176 с.
  • Ширяев Б. Религиозные мотивы в русской поэзии. - 1960. - 80 с.
  • Шнакенбург Р. Новозаветная христология / Серия «Mysterium Salutis». Т. III, глава IV): Догматические основы Тайны Спасения. - 1986. - 160 с.
  • Щепина Е. (сост.) Повесть древняя, но вечно новая: Жизнь святого Августина и святой Моники. - [Б. г.] - 46 с.
  • Щепина Е. (сост.) Повесть древняя, но вечно новая: Жизнь святого Августина и святой Моники. - 1990. - 56 с.
  • Щукин Н. Свет Невечерний. - 1963. - 28 с.
  • Doudko D. Je crie ma foi. - 1980. - 302 p.
  • Ducarme J. Entretiens sur les ondes. - 1975. - 222 p.
  • Fatima e la conversione della Russia. - 1957. - 32 p.
  • Lotte antireligiosa in Russia. - [ S. a. ] - 72 p.
  • Morren L. Dieu est libre et lie. - 1975. - 131 p.
  • Pia XII et la Russie: Lettre apostolique «Sacro Vergente Anno». - 1952. - 38 p.
  • Rupp C. Message ecclesial de Solowiew. - 1974. - 603 p.
  • Rupp C. L’Oecumenisme: Wladimir Solowiew. - 1975. - 131 p.
  • Периодические издания:

    • «Жизнь с Богом». 1946-1963.
    • «Христианская жизнь». 1946-1947.
    • «Русский католический вестник». 1951-1952.
    • «Россия и вселенская церковь». 1953-1970.
    • «Логос». 1971-1988.

    С чего начинать новую Жизнь с Богом

    Что такое Жизнь с Богом? Прежде всего – это желание стать лучше, это желание избавляться от грехов, это желание очищать и развивать духовно свою душу, для чего именно ваша душа родилась в этом Мире.
    Основными составляющими нового вашего этапа жизни с Богом должны быть:
    • Вера в Бога.
    • Меняем мировоззрение, меняем мысли. Например, ходим на Божьи науки, учим духовные законы жизни
    • Прощение всех и всего – начало новой жизни.
    • Покайтесь и веруйте в Евангилие

    Загляните на пару минут в калейдоскоп вашей жизни… Что бы вы хотели там поменять? Или что хотели бы еще сделать? Чего вам не хватает? Конечно, если цепляться только за материальную сторону нашей жизни, то будем как белка в колесе крутиться. А если же человек, настроив струны своей души к Богу, посягнет и духовные законы его, то легко находит своей путь реализации и предназначения. В храме мы встречаемся с Господом Богом. И соблюдать церковную жизнь надо постоянно, а не только 2 раза в год, по праздникам, “забегая” в храм. Ведь церковная жизнь – это комплекс всего:

    • Доброделание
    • Участие в богослужебной жизни Церкви
    • Участие в Таинствах, особенно в регулярном Таинстве Исповеди и Причастия
    • Индивидуальная молитва дома
    • Чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным и многое другое.
    • Помогать и другим обрести путь истинный.


    Прежде хочу выделить основные две духовные цели каждого в этой жизни с Богом:

    1. Избавление от грехов и обращение на путь спасения души

    • Перестаем делать сознательно кому-то “больно”: словами, поведением, кражей, изменами, нелюбовью, жадностью, действиями “на зло” и т.д.
    • Отдаем все долги (материальные, финансовые и духовные), если есть.
    • Учимся прощать и любить ближнего, миримся, делаем добрые дела, помогаем.
    • Изменяемся в лучшую сторону (избавляемся всего “плохого” а нашей душе и характере.)
    2. Очищение и духовное развитее души.
    • Осознание себе грешника и желание покаяться
    • Принятие (для некрещеных)
    • Принятие и Таинства причастия
    • Принимаем участие в службе Божьей по воскресеньям и праздникам (18 основных)
    • Принятие участие в Таинстве Соборования
    • Заказываем требы или молебны за здоровье себя и близких
    • Заказываем требы за упокой предков
    • Ставим свечи за здравье себя и близких
    • Ставим свечи за упокой предков
    • Читаем основные молитвы дома утром и/или вечером
    • Принимаем, по необходимости, участия в вычитках (экзорцизм)
    • Принимаем участие в Таинстве Миропомазания
    • Принимаем Таинства Брака (венчания)
    • Размещаем дома основные иконы
    • Очищаем свой дом – заказываем освящение дома
    • Соблюдаем пост
    • Слушаем Божьи науки (реколлекции, святые миссии, школа катехизиса)
    • Читаем Библию и другую духовную литературу.
    • Приклоняемся в церковным святыням

    Эти 2 основные духовные цели должны идти нога в ногу с нашими земными целями, не забывать о здоровье души ни на миг, так как любое заболевание души сразу проявляется негативно на внешней стороне нашей с вами жизни.

    И напоследок, хочу добавить, что начинать очищение и развитие души надо сразу всей семьей вместе, и в комплексе и с серьезностью подходить к этому делу. Если уже решили начинать жизнь с Богом и хотите, что бы он вам и Вселенная всегда помогали, тогда и вы должны часть своей души и времени посвятить Богу. Главное не останавливаться при разочарованиях, не терять веры, и помнить, что все только к лучшему. Да, и не надо сразу от Бога ждать перемен к лучшему, сначала будет тяжело, так как очищение, это как уборка помещения, только в нашем случае, это уборка души, энергетики человека. Только очистившись от всего плохого, душа сразу начнет наполняться светом, и вы сами почувствуете по положительным событиям в вашей жизни.

    Мне нравится народная поговорка «Человек сам кузнец своего счастья». Там где нет усилий, невозможно достигнуть Царствия Божия.

    Вот что говорил святитель Григорий Нисский: «Быть по образу Божиему свойственно нам по нашему сотворению, а быть по подобию — зависит от нашей деятельности»

    Так какая же должна быть у нас, мирян, «деятельность», чтобы мы и себя нашли и про Бога не забыли? И что же есть святость и возможно ли достичь ее в наше время?.

    Святость — это дар Божий, обретаемый человеком по действию благодати Божией. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Святость- не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении от греха.

    Когда дают оценку духовной высоты человека то, прежде всего, оценивается степень его смирения. Чем чище становилось на сердце, тем более святые возрастали в смирении. Мирским же людям очень сложно понять это правило- «чем святее, тем смирнее» Как можно быть смиренным, если ты столько добрых поступков видишь в себе.

    Один подвижник так объяснял суть смирения: «Все люди жаждут величия, а Бог просит нас стать маленькими. Чтобы пройти в дверь, ведущую в Царствие Небесное, надо встать на колени».

    Ряд признаков совершенного смирения указывает епископ Вениамин (Милов): «На лице смиренного отблеск радости, незлобия и красоты. Он приветлив и ласков ко все, неподражаемо прост и готов оказывать всякие услуги и уважение окружающим. Кротость смиренного часто похожа на детскую нежную наивность…»

    Так что же нужно увидеть в своем зеркале души? Надо понуждать себя к смирению в мыслях и чувствах, к самоуничижению в действиях и к постоянной памяти о совершенных им в жизни грехах.

    Как развить в себе смирение, живя в миру, где смирение считается за слабость и боязнь постоять за себя?!

    Может, и нам поискать тех, кто помог бы смирить себя и вытравить нашу гордость? Пусть это будут наши близкие и родные люди — кому как не им достается от нашей гордости, кому как не им, видно наше самолюбие?

    При оскорблениях не надо повторять в памяти и помнить оскорбительных и резких слов. При неприязни к кому-либо надо принуждать себя делать ему что-то доброе.

    О. Александр Ельчанинов дает и такие советы: «Самое радикальное средство от гордости - быть в послушании (родителям, друзьям, отцу духовному). Принуждать себя выслушивать и быть внимательным к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание - какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки».

    Действительно - чем нам гордиться? Что мы имеем, чего не получили от Бога? Все способности, дарования, таланты, вся возможность их развития и применения - все идет от Творца и Промыслителя. Если помогаем другим, то ведь избыток посылается нам от Бога; трудимся - но силы и крепость даются только Богом; молимся по вере, но вера опять-таки даруется Богом и т. д. (Еф. 2:8–9).

    Всем талантливым, способным, сильным и богатым, надо не столько гордиться, сколько страшиться ответа перед Богом за надлежащее использование данных им многих талантов; ведь от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12:48).

    Если бы даже что-либо и было совершено нами доброго, то мы не знаем, - не погубили ли мы это доброе нашими страстями и погрешностями; дела милосердия - тщеславием и гордостью; служение ближним - их осуждением; молитву - рассеянностью и небрежностью; пост - самолюбованием и самодовольством и т. п.

    В итоге, каждый христианин должен вычеркнуть из своей памяти все то, что кажется ему добрым из совершенного им в жизни и почитать себя еще ничего не достигшим. И если нужна нам надежда на спасение, чтобы не впасть в отчаяние, то эта надежда должна основываться более всего на искупительной Жертве Христа, кровию Своей омывшего грехи всего мира, и на Божием милосердии. Это, конечно, не исключает необходимости наших усилий, чтобы усердным исполнением Господних заповедей снискать это Божие милосердие, так нам необходимое.

    О многом, что делали праведники, мы не знаем, но всегда знаем, что они были людьми прячущимися, скрывающими все свои дела, убегающими от людской молвы. Напоказ они ничего не делали. Жизнь праведника никогда не была известна в подробностях. О некоторых святых мы даже не знаем ничего, кроме того, что они имели блаженную кончину. Величайшие дела совершаются как бы «с глаза на глаз» с Богом.

    Человек словно не помнит того, что сделал. Встретил, положим, в большой толпе расслабленного, исцелил его и тотчас затерялся в толпе и сам потерял из памяти свое чудо. Но не только скрывают свои дела святые угодники, но еще и принимают на себя поношения, как заслуженные и, если кто обвиняет их, то не оправдываются. О таких непонятных уму житейского человека поступках существует много свидетельств.

    Поэтому одним из средств к приобретению смирения является знакомство с великими святыми. Изучение их жизни и меры их подвига не может не смирить нас, показав нам наглядно нашу собственную духовную нищету. Поэтому духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения - основы добродетелей.

    Одного старца спросили: «Кто суть козлища в Евангелии, а кто –агнцы?» Старец сказал: «Козлища-это я, агнцев знает Бог».

    И нам, когда мы видим от ближних почитание себе, не следует радоваться этому. Все это не полезно нам.

    Для нас полезно когда нас учат, обличают, вразумляют и бранят нас. И будем почитать как благодетелей людей, которые так относятся к нам(из книги «Современная практика православного благочестия»).