Меню
Бесплатно
Главная  /  Мебель  /  Отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета. К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах

Отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета. К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах

Что такое отсутствие технической возможности установки ОДПУ? Для ответа на этот вопрос нам изначально нужно знать некоторые, не очень сложные вещи, которые я попробую объяснить наглядно. Есть два основных типа подключения (две системы теплоснабжения): «открытая» и «закрытая»…

«Открытая» (приведена на рисунке выше) - это когда теплоноситель, который нагревается в котельной, подается в кран горячей воды, при этом он, теплоноситель, как правило, зимой «посещает» радиаторы отопления перед тем, как попасть в кран (циркулирует из котла в радиатор и обратно).

«Закрытая» (приведена на рисунке ниже) это когда теплоноситель не используется на нужды горячего водоснабжения, он лишь подогревает в теплообменнике (водоподогревателе) холодную водопроводную воду, которая, после подогрева, подается в кран горячей воды. Выглядит это так (сдвоенными стрелками показан ход водопроводной воды через теплообменник).

Большая часть нашего города подключена по открытой схеме. Но согласно Федеральному закону «О теплоснабжении» ст. 29 с 2022 года нельзя использовать «открытую схему». То есть нужна обязательная реконструкция теплоузлов всех домов с «открытой схемой» и перевода их на «закрытую». Для чего? Ответ прост - «не пейте воду из радиатора, радиатором станете». А если серьезно это требования санитарно-эпидемеологического законодательства - горячая вода должна быть истинно питьевой, а не технической. И экономии - уменьшение расходов при потреблении (если сделано правильно) и возможность установить единый тариф на горячую воду и отопление.

Какое все это, казалось, имеет отношение к коммерческому учету тепловой энергии с использованием общедомовых приборов учета (ОДПУ)? Все очень просто. Весь коммерческий учет должен организовываться не абы как, а по правилам, специально разработанным в соответствии с законодательством (согласно закону «Об энергосбережении...» ст. 12 п. 2 вводится в эксплуатацию общедомовые приборы учета могут только тогда, когда они установлены в соответствии с законом, Федеральный закон «О теплоснабжении» ст. 19 п. 7. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов). И эти правила есть. С 1995 года и до 27 ноября 2014 года действовали «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденные первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.Н. Костюниным 12 сентября 1995 г. N Вк-4936 зарегистрированы Минюстом России 25 сентября 1995 г., регистрационный N 954 (дале пр954). А с марта 2014 года и по сей день Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» Зарегистрирован в Минюсте России 12.09.2014 N 34040, издан по требованию пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее пр99).

Смотрите так же сноску

Что требуют эти правила? Измерять в только в определенных местах! Где именно? Вот принципы.
Рис. Условные обозначения.

Рис. Принципиальная схема размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы теплоносителя в открытых системах теплоснабжения с суммарной тепловой нагрузкой, не превышающей 0.5 Гкал/ч.

Для наглядности я привел тот же рисунок, только красным выделил систему горячего водоснабжения, зеленым - отопления, синим-прерывистым места расположения датчиков (точек измерения) узла учета, желтым то, что не используется в «открытой сисеме» (схема приведена смешанного типа).

Как видите за местом разделения отопления и горячего водоснабжения нет никаких термометров (нужны для подсчета количества тепловой энергии), они расположены до разделения и подсчет энергии ведется только общий (для горячего водоснабжения и отопления вместе), с возможностью подсчета массы горячей воды и нет расходомеров на системе отопления.

Рисунки приведены из пр954. Правилами пр99 установлена аналогичная принципиальная схема расположения точек измерения.

Но такая схема (а для открытой системы, другой, выделяющей отдельно отопление, нет ни в пр954, ни в пр99) расположения точек измерения позволяет вести учет только при установленном едином тарифе на гигакалорию для отопления и горячего водоснабжения. Как мы знаем, в Сочи тарифы для открытой системы всегда были разными, сейчас, к примеру, стоимость гигакалории на горячую воду 3172.23 руб. и отопление 2192.36 руб. Таким образом, в соответствии с правилами, организация коммерческого учета для «открытой» схемы могла стать возможной только при изменении тарифной политики (принятие единого тарифа), либо, через реконструкцию (капитальный ремонт) теплоузлов в домах с «открытой» схемой и переводом их на «закрытую», для которой установлен единый тариф.

Рис. Принципиальная схема размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы теплоносителя в закрытых системах (на рисунке отсутствует красный контур, желтый - контур подогрева водопроводной воды проходящей через теплообменники).

Такое направление было бы долгосрочным и организация «МУП Сочитеплоэнерго» нашла необычный, «скорый» выход - было решено располагать точки измерения после разделения горячей воды и отопления. Это давало (логистически) возможность раздельного учета, но не по правилам.

Рис. Фактическое расположение точек измерения для открытой схемы, выполненное организацией «МУП Сочитеплоэнерго», «схема Сочитеплоэнерго».

Но такое «исполнение» не соответствует правилам и ставит вопрос - может ли быть принят к коммерческому учету такой ОДПУ? Для ответа на этот вопрос нужно знать еще кое-что.

По какой причине точки измерения располагались именно так, а не иначе (до разделения)? Все очень просто. Так делать ОДПУ проще, а главное дешевле. По правилам, узел учета (ОДПУ) располагался максимально близко к головным задвижкам (общим вводным кранам), что имеет особое значение:

У головных задвижек, как правило есть место для размещения точек измерения.

На горячей воде, еще в советские времена, проектами предусматривались места для расходомеров.

Размеры теплоузлов накладывали ограничения на места расположения оборудования.

Наличие в системах отопления и горячего водоснабжения взаимосвязанного энергосберегающего оборудования (гидроэлеваторы, терморегуляторы, дроссели), для которого едва хватало места и установка иного (измерительного) не была предусмотрена за местом разделения отопления и горячего водоснабжения и могла негативно повлиять на работу системы в целом.

Безопасность, «Росэнергонадзор» может прекратить эксплуатацию энергопотребляющей установки, если она не соответствует изначальному, действующему проекту (как раз тот случай когда «Сочитеплоэнерго» самовольно проводила фактическую реконструкцию тплоузлов).

Вот и получилось так, что после установки узлов учета от «Сочитеплоэнерго» многие теплоузлы потеряли свой первозданный вид, а на месте энергосберегающего оборудования теперь стоят приборы учета и потребители стали получать увеличенные платежи за услуги теплоснабжения и за установку ОДПУ и рассрочку. И если учесть то, что требования Федерального закона «Об энергосбережении...» ст. 13, ч 1, в части организации учета ресурсов не распространялись на дома подлежащие капитальному ремонту до 1 января 2013 года, то как можно за все это платить? Как можно принимать ОДПУ и вести по ним расчет? И такое «оснащение» домов ОДПУ напоминает порчу общего имущества собственников. Несанкционированное изменение состояния инженерных систем может создавать угрозу безопасности при их эксплуатации. Как нам известно все услуги и товары в энергетической сфере должны соответствовать требованиям безопасности.

Исходя из сказанного следует, что технической возможности установки общедомовых приборов учета по крайней мере на открытую схему подключения без реконструкции теплоузлов (капитальный ремонт), при разных тарифах на горячую воду и отопление, не было. Это, в свою очередь не позволяет применять повышающий коэффициент к указанным потребителям (жилим домам). Но организация «МУП Сочитеплоэнерго применяет повышающий коэффициент на отопление. По этой теме смотрите мой блог «Повышающий коэффициент на отопление» http://krasnoarm37.blogspot.ru/2016/12/1.html

Мы также знаем, что с этого года оплата потребления коммунальной услуги на содержание общего имущества должна оплачиваться управляющими организациями. В данной ситуации возникает вопрос можно ли вести расчет за этот вид потребления по показаниям общедомовых приборов учета и является ли безопасной эксплуатация таких ОДПУ?

На «Макс портале» была выложена новость о начале сбора подписей к Губернатору Краснодарского края по общедомовым приборам учета.

Этот же материал выложен на «Привет Сочи»

Уже более восьмидесяти домов собирают подписи, от 8 они отправлены, к петиции присоединяются новые дома. Поддержите, помогите организавать сбор в вашем доме, покажите это вашему домкому или совету дома.

Файл приложение для подписей доступен по ссылке. https://drive.google.com/file/d/0B4p7lbPfdR-_M3YtREsxdkVDbE0/view


- Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении...» ст. 13 ч. 1… Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений регулируются Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее - Закон об обеспечении единства измерений).

В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» устанавливается требования к осуществлению измерений в соответствии с аттестованными методиками.

Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).

Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений (пункт 2 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).

В соответствии со статьей 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатаци и безопасности.

В домах, в которых не установлены приборы учёта, коммунальные платежи выше, потому что с нового года к нормативу потребления применяется повышающий коэффициент 1,5. Но что, если в МКД нет технической возможности установить прибор учёта ? Применять ли в таком случае повышающий коэффициент?

Сегодня мы расскажем о ряде вопросов установки приборов учёта в многоквартирных домах : что такое техническая возможность установки ПУ, когда ИПУ начинает действовать, и что делать, если ПУ отработал меньше трёх месяцев.

Техническая возможность установки прибора учёта

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в МКД должны обеспечивать соответствие таких построек требованиям энергетической эффективности и устанавливать в них приборы учёта (п. 9 ст. 11 N 261-ФЗ).

Если собственники не выполняют свои обязанности и не устанавливают приборы учёта, это за них делают РСО. Собственники по факту оплачивают РСО установку ПУ равными долями в течение пяти лет (п. 9-13 ст. 13 N 261-ФЗ).

При этом существует негативная судебная практика, когда обязанность по возмещению расходов РСО по установке приборов учёта возлагают на управляющую организацию с дальнейшей компенсацией от собственников помещений (определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).

Так происходит из-за системного толкования ст. 162 ЖК РФ , п. 20 ПП РФ N 416 , п. 24-26 ПП РФ N 491 . УО в силу своего статуса владеет исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Также у УО есть полномочия по расчёту с РСО и по получению платежей от собственников за оказываемые услуги.

Поэтому важно донести до собственников, что установка приборов учёта - это их обязанность, а не право. Если собственники ничего не предпринимают, по умолчанию можно считать, что техническая возможность установить прибор учёта есть, но он отсутствует.

Если собственники уверены, что установить ПУ в их доме невозможно, они вправе потребовать от исполнителя КУ составить акт о технической невозможности установки прибора учёта (п. 33 к (3) ПП РФ N 354).

Если такого акта нет, то к нормативу потребления коммунальных ресурсов применяется повышающий коэффициент 1,5. Это значит что сумма в платёжных документах будет выше.

Техническая невозможность установки прибора учёта

Случаи технической невозможности установки приборов учёта перечислены в п. 3 приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 627 . Нельзя установить ПУ при:

  • вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем;
  • необходимости реконструкции или капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем;
  • невозможности обеспечить соблюдение технических требований;
  • необходимости обеспечить эксплуатацию прибора учёта: электромагнитные помехи, влажность, нельзя снять показания, затопление.

Кто должен составить акт обследования прибора учёта , спросите вы?

  • ОДПУ - акт обследования составляет РСО и УО/ТСЖ или УО/ТСЖ с правом проверки РСО,
  • ИПУ - исполнитель коммунальных услуг.

Когда ИПУ начинает действовать?

Прибор учёта готов к использованию и начинает действовать после ввода в эксплуатацию (п. 81 ПП РФ N 354).

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 говорит о том, что прибор учёта вводится в эксплуатацию в течение месяца после установки. С первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ПУ в эксплуатацию, исполнитель начинает рассчитывать размер платы за КУ по показаниям введённого в эксплуатацию прибора учёта .

Если индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта работал меньше трёх месяцев (для отопления - менее трёх месяцев отопительного периода), плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчётный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих КУ.

Регистрационный N 23933

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра В. Токарев

Приложение N 1

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального,общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 3

Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

В домах, в которых не установлены приборы учёта, коммунальные платежи выше, потому что с нового года к нормативу потребления применяется повышающий коэффициент 1,5. Но что, если в МКД нет технической возможности установить прибор учёта ? Применять ли в таком случае повышающий коэффициент?

Сегодня мы расскажем о ряде вопросов установки приборов учёта в многоквартирных домах : что такое техническая возможность установки ПУ, когда ИПУ начинает действовать, и что делать, если ПУ отработал меньше трёх месяцев.

Техническая возможность установки прибора учёта

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в МКД должны обеспечивать соответствие таких построек требованиям энергетической эффективности и устанавливать в них приборы учёта (п. 9 ст. 11 N 261-ФЗ).

Если собственники не выполняют свои обязанности и не устанавливают приборы учёта, это за них делают РСО. Собственники по факту оплачивают РСО установку ПУ равными долями в течение пяти лет (п. 9-13 ст. 13 N 261-ФЗ).

При этом существует негативная судебная практика, когда обязанность по возмещению расходов РСО по установке приборов учёта возлагают на управляющую организацию с дальнейшей компенсацией от собственников помещений (определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).

Так происходит из-за системного толкования ст. 162 ЖК РФ , п. 20 ПП РФ N 416 , п. 24-26 ПП РФ N 491 . УО в силу своего статуса владеет исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Также у УО есть полномочия по расчёту с РСО и по получению платежей от собственников за оказываемые услуги.

Поэтому важно донести до собственников, что установка приборов учёта - это их обязанность, а не право. Если собственники ничего не предпринимают, по умолчанию можно считать, что техническая возможность установить прибор учёта есть, но он отсутствует.

Если собственники уверены, что установить ПУ в их доме невозможно, они вправе потребовать от исполнителя КУ составить акт о технической невозможности установки прибора учёта (п. 33 к (3) ПП РФ N 354).

Если такого акта нет, то к нормативу потребления коммунальных ресурсов применяется повышающий коэффициент 1,5. Это значит что сумма в платёжных документах будет выше.

Техническая невозможность установки прибора учёта

Случаи технической невозможности установки приборов учёта перечислены в п. 3 приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 627 . Нельзя установить ПУ при:

  • вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем;
  • необходимости реконструкции или капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем;
  • невозможности обеспечить соблюдение технических требований;
  • необходимости обеспечить эксплуатацию прибора учёта: электромагнитные помехи, влажность, нельзя снять показания, затопление.

Кто должен составить акт обследования прибора учёта , спросите вы?

  • ОДПУ - акт обследования составляет РСО и УО/ТСЖ или УО/ТСЖ с правом проверки РСО,
  • ИПУ - исполнитель коммунальных услуг.

Когда ИПУ начинает действовать?

Прибор учёта готов к использованию и начинает действовать после ввода в эксплуатацию (п. 81 ПП РФ N 354).

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 говорит о том, что прибор учёта вводится в эксплуатацию в течение месяца после установки. С первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ПУ в эксплуатацию, исполнитель начинает рассчитывать размер платы за КУ по показаниям введённого в эксплуатацию прибора учёта .

Если индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта работал меньше трёх месяцев (для отопления - менее трёх месяцев отопительного периода), плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчётный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих КУ.

    Приложение N 1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета Приложение N 2. Форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета Приложение N 3. Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627
"Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра

В.А. Токарев

Регистрационный N 23933

С 1 сентября 2012 г. вводятся новые правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах. Согласно им в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа). Исключение - техническая невозможность такой установки.

Разработаны критерии, по которым она определяется. Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте. Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"


Регистрационный N 23933


Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.