Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые панели  /  Грех говорить плохо об умерших. Почему о мертвых нельзя говорить плохо

Грех говорить плохо об умерших. Почему о мертвых нельзя говорить плохо

Почему те, кого при жизни недолюбливали, по смерти становятся «дорогими» и «родными»?
Как-то задавал я вопрос: где похоронены все злодеи и грешники? Вопрошение подобное всегда возникает, когда по кладбищу бродишь. Не заезжаешь с очередным усопшим и не забегаешь помянуть на «красную горку», а именно бродишь и фотографии рассматриваешь, вкупе с подсчетом годов жизни.

Почему возникает? Да потому что все там, под плитами, «дорогие», «любимые» и «родные», но вот когда они еще на земле нашей бренной пребывали, чего только священнику (да и не только ему!) не приходилось выслушивать насчет их характеров и поведения.

Знаменитое: «о покойнике только хорошее или ничего» - аксиома вечная, без споров повсеместно принятая и среди народа нашего строго соблюдаемая. Как, впрочем, и не удивляют меня бесконечно повторяемые синодики на молитвенное поминовение тех, кого не столь давно не иначе, как «злыдень» и «нехристь» определяли.

Скамеечка есть в храме, где старики наши и старушки (сплошь вся интеллигенция 60- 70-х), заранее на службу пришедшие, проблемы свои обсуждают. Храм у нас небольшой, и мне в алтаре, хочешь не хочешь, все слышно. Так вот беседы там всегда в двух направлениях происходят. Первое - жалобы на плохих и непутевых. Второе - сожаления, что нет уже рядом тех, кто после «со святыми упокой» стали хорошими и добрыми.

Так что определение «смерть всех примирит» - тоже аксиома, если, конечно, ее в житейском смысле брать, а не в политических реалиях рассматривать.

Именно потому, что смерть многое примиряет, да и о себе ненаглядном задумываться заставляет и уважает наш люд православный родительские поминальные субботы. Можно и богословским термином определить, что Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, и слова евангельские привести: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11, 26), но смотря на ворох поданных на заупокойную литургию записок и на строй канунных мисок, чашек и банок понимаешь, что тут обосновывать не надобно, и так все ясно и понятно.

Есть, конечно, преткновение: панихиду выше Таинства евхаристического возносят, но это не потому, что языческие тризны в подсознании, а от того, что мало мы священники объясняем да разъясняем.

Недавно попал я в ситуацию, которую самому разрешить не получалось. Казалось, и служу уже почти четверть века, и отпел столько, что ни Требника, ни Евангелия не надобно, наизусть все помнится, а вот растерялся, не знал, как поступить. Пришлось к самому архиерею обращаться, мол, простите, Владыко, но не знаю, что и делать.

Дело же было в следующем: попросили отпеть усопшего, да не дома, а в храме. Как известно, есть три типа прихожан: прихожане как таковые, «захожане» - это те, которые по праздникам и когда сильно припечет в храм заходят, и «заношане», то есть те, которых два раза в церковь приносят, крестить и отпевать. Вот об такого «заношанина» моя священническая суть и споткнулась.

Мало того, что он в храм не ходил, лоб, когда требуется, не крестил и на исповеди не бывал, но до конца дней своих еще и в компартии числился. Партийная принадлежность меня мало обеспокоила, тем более, что о человеке этом пред Богом представшим я только доброе слышал. Да и занимался он в последние годы делом хорошим: пенсионерам помогал. Даже молодежь, от которой хвалу поколению старшему нынче не часто услышишь, о нем мнение благосклонное имеет: «Хороший дядька был».

Иное меня мучило: ведь не был в храме никогда, а я его под иконы, да «со святыми упокой» причислять буду. Изначально отказал. Предложил: давайте дома отпою. Родственники ни в какую, не согласны. Причем, искренне просят, слезно и настойчиво. Естественно и власть подключилась, мол, чего это ты доброго человека отпевать отказываешься?! Власть - она, конечно, дело кесарево, но с ней все же лучше в дружбе и мире жить - и не только потому, что помогают иногда, но и оттого, что даже языческие философы утверждали, что мир - это мудрость.

Решение окончательное не приходило, и пришлось в самую главную для священника инстанцию обращаться. Епископу позвонил, благо во времена нынешние это уже не сложность. Рассказал все и пожаловался, что ума-разума не хватает, как ответить, что сказать и как поступить.

Владыка тоже подумал, порассуждал, а затем все же благословил - отпевать в храме, но с условием, что я обязательно скажу проповедь. Расскажу о том, что родным и близким молитва нужна теперь серьезная и искренняя, и не только во спасение их родного человека, в гробу перед ними лежащего, но для них самих в первую очередь.

На отпевание много людей пришло, ведь человека всем известного в городе нашем провожали. Причем, в большинстве те под сводами храма определились, у которых в лучшем случае «Бог в душе», а не в Церкви находится. Стоят со свечками, практически никто не крестится, как вести себя не знают и на меня как на архаизму смотрят.

Насколько понимали, что мы пели и возглашали - не ведаю, но очень давно я не видел таких внимательных слушателей, когда дело до проповеди дошло.

Что говорил? Да как всегда, о том, что рано или поздно, но обычно намного раньше, чем предполагаешь, мы так же лежать будем; что от пожелания « » легче не становится; что как бы не забывали Творца, но все же в глубине каждой души надежда на жизнь вечную обязательно осталась; что любовь твою к ушедшему лучше всего молитвой утверждать, а не тостом на поминках.

Не могу сказать, что завтра, в день Вселенской поминальной субботы , все слушавшие в храм придут, но то, что просветлели лица убитых горем родственников и пропали скептические усмешки у пришедших «по долгу и совести», было видно явно.

Так что смерть не только друг с другом примиряет, она еще и мир духовный создает и, главное, задуматься заставляет.

Не знаю я пока, где душа усопшего «доброго человека» пребывает, мне лишь известно, что очень многие на этом отпевании совершенно искренне у Бога просили, чтобы она «в месте светле, в месте злачне и месте покойне» определена была. Просили, даже толком не понимая слов этой молитвы. Внутреннее говорило, то, что необъяснимо, но обязательно есть.

Именно это внутренне чувство необходимости молитвы об умерших и наполняет наши храмы в дни поминальных суббот, именно оно говорит о вечности наших душ, и лишь только поэтому на кладбищах все дорогие, родные и любимые.

протоиерей Александр Авдюгин

Даже если человек вел не самую добропорядочную жизнь, то, умерев, он обретает своего рода социальный иммунитет: о мертвых не говорят плохо. С чем связана такая традиция?

Умерший попадает под защиту эгрегора

В мире существует огромное количество энергетических структур – эгрегоров. Это и каждая религия, и любая община, и социальная группа людей (пенсионеры, студенты, матери, дети и т. д.) Есть эгрегор у всех компаний, фирм, предприятий. Даже кладбища имеют весьма плотное и активное энергополе.

Эгрегор образуется под влиянием мыслей, действий, переживаний некоторого количества людей, а иногда и сущностей тонкого плана. Человек после своей кончины попадает в потустороннюю энергетическую систему, хотя бы на некоторое время становясь ее частью. Неважно, какое название использовать: эгрегор смерти, Бог, зазеркалье, космос – в любом случае душа покойника обретает надежного защитника. Неприятные слова, насмешки, намеренная порча личных вещей умершего и прочие неблаговидные поступки активизируют эгрегор. Он обороняет своего подопечного, «щелкая по носу» обидчика. Говоря о мертвом плохо, можно накликать на себя разные беды, начиная от потери кошелька и заканчивая смертельной болезнью. Эгрегор не анализирует, насколько его «частичка» (душа покойного) была неправа при жизни. Его интересует только вопрос защиты своего элемента, а значит, и себя в целом. Аналогично поступают и прочие энергетические структуры, просто люди не всегда понимают, что возникшие неприятности связаны с неправильным поведением в отношении какого-либо эгрегора.

Умерший не может оправдаться

Каждый человек волен защищаться. Даже отъявленным преступникам позволяют пользоваться услугами адвоката, оставляя шанс доказать невиновность. Но этого законного права лишен покойник. Его душа, покинув материальный мир, теряет контакт с живыми людьми и их порядками.

Она выходит за грань и попадает туда, где человеческий суд бессилен. Если убийца умрет, его не посадят в тюрьму. То же самое должно касаться и злословия, которое следует прекратить. О мертвых не говорят плохо, так как не имеют на это права. Покойный уже на ином уровне, где им «займутся» другие силы. С христианской точки зрения, он предстанет пред Богом; с индуистской – последует за своей кармой. В любом случае умерший получит наказание, соразмерное его проступку. Но живые люди не должны принимать участия в осуждении: это утяжеляет сердце и заставляет страдать самого человека, который постоянно прокручивает в уме былые горести.

Умерший способен дать отпор

Первые 40 дней душа еще очень привязана к знакомым местам и людям. Если человек жил, не соблюдая социальных норм и законов, то огромная вероятность того, что процесс умирания и прощания с телом дастся ему очень тяжело. Такая душа взбудоражена, она мечется из точки в точку и постоянно находится рядом с родственниками, друзьями, знакомыми. Покойника беспокоят слова критики, хулы, ненависти. Душа может встревожиться и отвлечься от своей первостепенной задачи перехода в иной мир, вместо этого решив «ударить» обидчика. Чем сильнее энергетика умершего, тем тяжелее будет его «ответ». Можно просто выронить себе на ногу тяжелый предмет, а можно вдруг перепутать газ с тормозом и попасть в аварию. Месть души импульсивна, ее цель – остановить злословие. Иногда ругаемые покойники ломают зеркала, сбрасывают со стола собственную фотографию, перемещают свои любимые вещи. Это мягкий вариант просьбы перестать говорить об умершем плохо.

Дурно отзываться о знакомых – нехороший тон в любой ситуации. И лучше помолчать, чем обвинять покойника в былых грехах. Этого человека больше не существует, и отныне он никому не причинит вреда. Гораздо разумнее попытаться простить умершего и помочь ему, поставив за него свечу или искренне помолившись.

Даже если человек вел не самую добропорядочную жизнь, то, умерев, он обретает своего рода социальный иммунитет: о мертвых не говорят плохо. С чем связана такая традиция?

Умерший попадает под защиту эгрегора

В мире существует огромное количество энергетических структур – эгрегоров. Это и каждая религия, и любая община, и социальная группа людей (пенсионеры, студенты, матери, дети и т. д.) Есть эгрегор у всех компаний, фирм, предприятий. Даже кладбища имеют весьма плотное и активное энергополе.
Эгрегор образуется под влиянием мыслей, действий, переживаний некоторого количества людей, а иногда и сущностей тонкого плана. Человек после своей кончины попадает в потустороннюю энергетическую систему, хотя бы на некоторое время становясь ее частью. Неважно, какое название использовать: эгрегор смерти, Бог, зазеркалье, космос – в любом случае душа покойника обретает надежного защитника. Неприятные слова, насмешки, намеренная порча личных вещей умершего и прочие неблаговидные поступки активизируют эгрегор. Он обороняет своего подопечного, «щелкая по носу» обидчика. Говоря о мертвом плохо, можно накликать на себя разные беды, начиная от потери кошелька и заканчивая смертельной болезнью. Эгрегор не анализирует, насколько его «частичка» (душа покойного) была неправа при жизни. Его интересует только вопрос защиты своего элемента, а значит, и себя в целом. Аналогично поступают и прочие энергетические структуры, просто люди не всегда понимают, что возникшие неприятности связаны с неправильным поведением в отношении какого-либо эгрегора.

Умерший не может оправдаться

Каждый человек волен защищаться. Даже отъявленным преступникам позволяют пользоваться услугами адвоката, оставляя шанс доказать невиновность. Но этого законного права лишен покойник. Его душа, покинув материальный мир, теряет контакт с живыми людьми и их порядками.
Она выходит за грань и попадает туда, где человеческий суд бессилен. Если убийца умрет, его не посадят в тюрьму. То же самое должно касаться и злословия, которое следует прекратить. О мертвых не говорят плохо, так как не имеют на это права. Покойный уже на ином уровне, где им «займутся» другие силы. С христианской точки зрения, он предстанет пред Богом; с индуистской – последует за своей кармой. В любом случае умерший получит наказание, соразмерное его проступку. Но живые люди не должны принимать участия в осуждении: это утяжеляет сердце и заставляет страдать самого человека, который постоянно прокручивает в уме былые горести.

Умерший способен дать отпор

Первые 40 дней душа еще очень привязана к знакомым местам и людям. Если человек жил, не соблюдая социальных норм и законов, то огромная вероятность того, что процесс умирания и прощания с телом дастся ему очень тяжело. Такая душа взбудоражена, она мечется из точки в точку и постоянно находится рядом с родственниками, друзьями, знакомыми. Покойника беспокоят слова критики, хулы, ненависти. Душа может встревожиться и отвлечься от своей первостепенной задачи перехода в иной мир, вместо этого решив «ударить» обидчика. Чем сильнее энергетика умершего, тем тяжелее будет его «ответ». Можно просто выронить себе на ногу тяжелый предмет, а можно вдруг перепутать газ с тормозом и попасть в аварию. Месть души импульсивна, ее цель – остановить злословие. Иногда ругаемые покойники ломают зеркала, сбрасывают со стола собственную фотографию, перемещают свои любимые вещи. Это мягкий вариант просьбы перестать говорить об умершем плохо.Дурно отзываться о знакомых – нехороший тон в любой ситуации. И лучше помолчать, чем обвинять покойника в былых грехах. Этого человека больше не существует, и отныне он никому не причинит вреда. Гораздо разумнее попытаться простить умершего и помочь ему, поставив за него свечу или искренне помолившись.

30.08.2016

Людям с раннего детства твердят, что нельзя говорить плохо о покойниках, но почему, не объясняют, только смотрят загадочно и иногда крестятся. Можно, конечно, жить в суеверном страхе перед мертвецами, а можно разобраться в этой проблеме детально.

Примета древняя. Источники утверждают, что фраза «О покойниках либо хорошо, либо ничего» восходит к Диогену Лаэртскому. Но самое удивительное не это, а другое: есть еще одна поговорка - «О мертвых - правду», она латинского происхождения.

К сожалению, большинство людей знают только первую и никогда не слышали о второй. А то бы они знали, что у них есть определенная свобода в отношении ушедших. Опираясь на вышесказанное, можно о мертвых говорить плохо, а можно о них говорить хорошо, никто не осудит.

И все-таки, почему нельзя говорить плохо о покойниках? На этот вопрос можно ответить с разных точек зрения, рассмотрим их.

Этика

Этическая сторона. Есть люди на свете, которые категорически не любят слухи и сплетни. Правда, судя по количеству желтых журналов, их не так уж много. Так вот, про мертвых не говорят плохо, потому что это неприлично. Какая разница, по какой причине человек отсутствует, главное то, что его нет рядом, и он никак не может себя защитить.

Мистика

Мистические теории. Если переходить от этики к мистике, то человек натыкается на загадку смерти. Как говорил Зигмунд Фрейд, знание человека о смерти не претерпело никаких особенных изменений сейчас, как и 2 000 лет назад, нам по-прежнему ничего не известно о том, что там, за порогом. А раз неизвестно, то можно фантазировать.

Например, есть версия, что если говорить о покойниках плохо, то они возвращаются и мстят жестоко и страшно. Есть и более нейтральные предположения. Человеку, его душе плохо, когда о нем злословят и зубоскалят. Особенно это вредно, когда он только недавно умер, мол, душа из-за сплетен не может перенестись в лучшие миры. Процесс затягивается.

Сложно сказать, где, именно, правда, а где народный вымысел, но ясно одно. Смерть - дело темное во всех смыслах, поэтому есть простор для воображения, а еще люди, как правило, боятся умереть, поэтому незнание вступает в союз со страхом и трепетом, и человечество получает мифы и легенды об умирании и уходе из этого мира. К сожалению, пока больше ничего нет, и вряд ли будет что-то еще в обозримом будущем, хотя как знать.

Несмотря на то, что приличия нам говорят не судить людей, мы все равно с наслаждением копаемся в деталях чужой жизни живых и мертвых. Таким образом, мудрость фразы не соблюдается. Возьмем, к примеру, серию «ЖЗЛ», ведь если бы биографии были политы арбузным сахаром, то кто бы их стал читать? Верно, никто.

Наоборот, задача исследователя - максимально подробно и объективно осветить «жизнь замечательного человека», чтобы ни у кого не возникло вопросов. Правда, как правило, так не бывает. После того как книжка выходит, о материале начинают спорить и снова тревожить прах и ворошить прошлое. Поэтому любая народная мудрость относительна.

Наверное, дело не в деятелях культуры и искусства, которые нас покинули. Ведь основным «потребителем» народной мудрости является сам народ. Поэтому поговорка «о покойниках либо хорошо, либо ничего» направлена, прежде всего, на то, чтобы сократить количество пересудов о рядовых гражданах, обычных людях, которые не хватали звезд с неба, лежат себе мирно в земле и никого не трогают. А серьезные научные биографические исследования - это совсем другая история.

Пословицы, поговорки и басни нужны для того, чтобы структурировать повседневную жизнь обычного, нетворческого человека. Поэтому не будем жить так буквально, тем более что и древние в отношении мертвых дают определенную свободу действий.

Смерть – это печальная составляющая жизни любого живого существа на нашей планете. С ней связано огромное количество мистических историй, преданий, верований и суеверий. Среди них особое место занимает поминовение усопших, а также уважительное отношение к душе умершего. В нашей стране каждому известна поговорка: «О покойных либо хорошо, либо ничего», которую передают из поколения в поколение. Откуда же взялась крылатая фраза и почему нельзя о покойниках плохо говорить?

Немного истории

Корни всем известной поговорки уходят в глубокую древность и не имеют ничего общего со славянской культурой. Местом происхождения крылатой фразы считается древняя Греция И Рим, где она была известна в двух вариантах:

  • Mortuo non maledicendum (об умерших не злословить) – фраза использовалась древними римлянами до тех пор, пока они не познакомились с греческой культурой.
  • De mortuis aut bene, aut nihil (об умерших либо хорошо, либо ничего) – эта фраза стала известна благодаря труду Диогена Лаэртского. Сам же автор утверждает, что автором слов является древнегреческий мыслитель Хилон из Спарты, живший в шестом веке до нашей эры.

Интересно, что мысль о том, что о покойных нельзя злословить приходила в голову многим древним правителям и философам. Например, Политик из Греции Солон даже издал указ, официально запрещающий злословить об усопших.

Разъяснение поговорки на основе энергетических структур

Достаточно большое количество людей придерживаются мнения о том, что мир состоит из огромного наслоения энергетических структур, называемых эгрегорами. Они возникают из мыслей, переживаний и других эмоций людей, проживающий в одном пространстве. Например, эгрегор есть у каждого офиса, социальной группы людей, часто посещаемых мест. Один из самых активных и плотных эгрегоров – это кладбище, являющееся потусторонней энергетической системой. После смерти душа человека воссоединяется с этим полем, получает его защиту и опеку.

Любое негативное слово в адрес ушедшей души больно отзывается на защищающем ее эгрегоре. Если же подобные злые слова повторяются часто, то энергетическая структура будет защищать душу самыми различными способами. Делать это она может при помощи прямого воздействия на окружающую обстановку обидчика. В результате на злословящего человека наваливаются беды, финансовое неблагополучие, болезни и даже смерть.

Христианская версия

Согласно православной версии злословить об усопших настоятельно не рекомендуется в первые 40 дней после смерти. В это время душа постоянно путешествует:

  • В первые 3 суток навещает родные места и близких.
  • С третьего дня по девятые сутки гуляет по райским селениям и первый раз предстает перед Богом.
  • С девятого по сороковой день находится в аду, где проходит мытарства и на 40 день отправляется на частный Суд, где решится ее судьба.

Согласно верованиям в эти дни душа трудно переживает смерть тела, а если про нее еще и говорят плохие вещи, то это приносит дополнительную боль. В результате из-за печали душе будет сложнее уйти в другой мир, предстать перед Богом. Также считается, что если про умершего человека близкие люди говорят плохие слова, то его душа недостойна места в раю. Таким образом, злословие может обречь ее на вечные муки в аду.

Объяснение с точки зрения морали

У каждого человека есть возможность защищаться, даже в том случае если он был неправ. Душа, умершего уже не имеет никакого воздействия на мир живых, она не может оправдаться за сделанное. Злословие относительно умершего – это низкий поступок, ведь хулящий знает, что ответить ему некому. Каждый должен сам для себя решить насколько оправданы будут негативные действия в адрес беззащитного!

Не следует забывать, что после смерти душу и так ждет нелегкая судьба, которая полностью зависит от его земных действий. Каждый получит то, что он заслужил своими поступками, и никто не уйдет от расплаты.

Мнение эзотериков и некромагов

Большинство эзотериков уверены, что первые сорок дней после смерти самые тяжелые для духа, так как ему приходится осознавать кончину тела. В этот период он может метаться между мирами, навещать близких, любимые места и ловить каждое слово окружающих. Конечно же, негативные высказывания, хула и оскорбления вызовут ее гнев и раздражение. В какой-то момент дух может решить остаться в мире живых и ответить обидчикам. Чем сильнее была энергетика умершего, тем болезненней будет его удар. В результате на злословящего могут падать вещи, он будет спотыкаться на ровном месте, болеть и даже пострадает от нелепого несчастного случая.

Плохо отзываться о покойных людях – это дурной тон при любых обстоятельствах. Если нет хороших слов, то лучше просто помолчать, ведь от негативных фраз пострадает только злословящий.